Уильям Боинг: И боги спускались на землю


Для многих Boeing — всего лишь самолет. О том, чье имя он носит, мало кто помнит. А ведь если бы в 1915 г., после полета на крыле биплана, этот сумасброд не сказал себе, что построит гораздо лучший летательный аппарат, то кто знает, когда бы у нас появилась возможность с комфортом шествовать по воздуху...

Этот день следовало назвать днем абсолютного везения. Все задуманное сбывалось. Дела на лесопилке шли как нельзя лучше. Выгодно заключенная сделка сулила крупную выгоду. «Берта будет счастлива, я подарю ей заветное ранчо», — мысли, цепляясь одна за другую, сплетались в желанную идиллию… А над головой — безмятежное небо. Спокойное, властное, как будто созданное для избранных. Стоило посмотреть вверх, как вся земная суета улетучивалась, оставляя один на один с царственной стихией. По сравнению с этим чувством долгожданный успех казался призрачным. Уильям всегда любил небо, а небо любило его…

КАРЬЕРА ДРОВОСЕКА

Уже через несколько лет после гражданской войны между Югом и Севером Соединенные Штаты уверенно шли к вершинам экономического развития, превращаясь в сильное, индустриально развитое государство. Наступило время предприимчивых и энергичных людей. Самые удачливые зарабатывали баснословные состояния.

Среди решивших попытать счастья в Новом Свете был и выходец из Германии Вильгельм Боинг. Мечтая о свободе и богатстве, он купил в Мичигане, Штате Великих озер, небольшой участок леса и открыл деревоперерабатывающую фабрику. 1 октября 1881 г. в Детройте у лесопромышленного магната родился первый сын, наследник. Мальчика нарекли в честь отца — Уильямом Эдвардом. Обожавший своего первенца, Боинг-старший хотел воспитать его настоящим мужчиной. Уильям получал все самое лучшее — не него была сделана огромная ставка. Но передать дело сыну Вильгельм Боинг так и не смог: он умер вскоре после того, как отправил мальчика учиться в Швейцарию.

После швейцарского колледжа был инженерный факультет западного отделения престижного Йельского университета в Сиэтле. Впрочем, за год до окончания учебы Уильям, по природе своей человек авантюрный, бросил университет, чтобы открыть свое собственное лесопильное производство в городке Грейс-Харбор, штат Вашингтон. Интуитивно ориентировавшийся на потребности как отдельного клиента, так и лесопромышленного рынка в целом, Боинг-младший стратегически правильно управлял фирмой, заключая выгодные, хотя порой и рискованные контракты. Лесопильный бизнес процветал и расширялся.

РОЖДЕННЫЙ ЛЕТАТЬ


Начало ХХ в. ознаменовалось рождением аэронавтики. Человек, заболевший небом, изобретал всевозможные летательные аппараты и воздухоплавательные устройства для покорения аэропространства.

17 декабря 1903 г. Уилбер и Орвилл Райт совершили в прериях Китти-Хок, на Атлантическом побережье Америки, четыре полета на самолете собственной конструкции — «Флайере I» (Flyer I). В воздухе братья Райт повели всего 59 секунд, преодолев расстояние в 260 метров, однако их скромное достижение по праву может считаться эпохальным: это были первые в мире успешные полеты на аппарате тяжелее воздуха.

Сокровенная мечта человечества покорить необъятную высь не оставила равнодушным и Уильяма Боинга. Еще тогда, когда влюбленных в авиацию считали сумасшедшими, молодой промышленник был уверен в состоятельности аэронавтики. Врожденное предпринимательское чутье подсказывало ему, что кажущаяся сегодня бредовой идея со временем полностью изменит мир. Подстегиваемый жаждой коммерческой выгоды от очередной авантюры, Боинг принялся изучать неизвестную дисциплину. В результате авиастроение стало для него не только выгодным предприятием, но и увлечением на долгие годы. В 1908 г. Уильям Боинг посетил первый съезд американских авиаторов в Лос-Анджелесе: ему были нужны знания и практические навыки, а также — новые полезные связи.

Первые шаги в авиации принесли молодому человеку лишь разочарования. От настырного выскочки и самоучки просто отмахивались; на просьбы «прокатиться» на одной из летающих машин неизменно отвечали отказом. Однако упрямства Боингу было не занимать. Кроме того, он был богат и мог потратиться на удовлетворение своих «прихотей» — на уроки пилотирования у инженера и авиаконструктора Глена Мартина и даже на покупку гидроплана производства компании Martin. Уильям совершил головокружительный полет на биплане, созданном еще одним пионером авиации — Гленом Хаммондом Кертиссом. Особенностью этой модели было расположение сидений для пассажиров — с внешней стороны, на крыльях самолета. (Позже лихач признался, что так и не понял, как ему удалось не выпасть из своего кресла.) Верхом амбиций стало решение Боинга построить свой собственный самолет — лучший за всю историю авиастроения.

НЕ СРАЗУ «БОИНГ» СТРОИЛСЯ...

В студенческом авиаклубе Уильям познакомился с бывшим военным моряком, инженером Джорджем Конрадом Вестервельтом. Изучив все имевшиеся на то время конструкции самолетов и перечитав горы технической литературы, молодые люди разработали чертеж и начали строить свой первый гидроплан, названный B&W — в честь создателей.

И вот заветный час пробил: гидроплан собран и готов к тестированию. Но приглашенный пилот-испытатель опаздывал. И Боинг, не выдержав, сам сел за штурвал и поднял B&W в воздух. Через год, 15 июля 1916 г., в Сиэтле была основана авиастроительная компания Pacific Aero Products. (Чуть позже предприятие переименовали в Boeing Airplane.) Работа спорилась. В Инженерном университете Сиэтла Боинг арендовал аэродинамическую трубу и открыл курсы по самолетостроению: компании нужны были специалисты. На должность главного конструктора был приглашен талантливый авиастроитель Цзу Вонг, а в помощники ему — двое не менее талантливых инженеров — Клермонт Эгдтведт и Филипп Джонсон.

В 1917 г. в штате компании работали 28 специалистов — инженеры-проектировщики, летчики-испытатели, швеи и плотники. Первый государственный заказ Boeing Airplane получила в начале Первой мировой войны. Новые гидропланы Боинга, модели «С», лидировали на рынке военной авиации почти 10 лет. Не была обойдена вниманием и гражданская авиация. Какое-то время компании пришлось выпускать мебель, лодки, одежды, однако позже ей все же удалось заключить ряд экспортных контрактов, в частности с Канадой (о поставке многоцелевых гидросамолетов марки ВВ-L6 и ВВ-1).

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Боинг» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение — Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско – Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г.

в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО

В 1920–30 гг. мир переживал настоящий авиационный бум. Развитие самолетостроения подстегнул рекордный полет Чарльза Линдберга: 25-летний пилот за 33 часа пересек на одномоторном самолете Атлантический океан. По резонансу это событие сравнимо с открытием Америки или высадкой человека на Луну.

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс — United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава — одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.

Осознав, что олигархи могут получить не только экономическое, но и политическое влияние на общество, Соединенные Штаты выступили за здоровую конкуренцию и ограничение монопольной власти. Первая волна монополизации прокатилась по Америке в конце ХIХ – начале ХХ в. На стыке веков на свет появились крупные компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности: General Motors, Standard Oil... Второй всплеск произошел накануне Великой депрессии, в 1929–1933 гг., в стеклянной и алюминиевой промышленности. Реакцией Конгресса на бурю протестов в стране стало принятие антимонопольного законодательства.

Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

• United Air Lines (авиаперевозки);
• United Aircraft;
• Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Уильям Боинг долгое не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Что ж, и «боги спускались на землю»... Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам — Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошадки.

БЫТЬ ЛИДЕРОМ — ЗНАЧИТ БОРОТЬСЯ

У многих из нас слово Boeing ассоциируется лишь с самолетами. Тем временем помимо гражданских самолетов корпорация выпускает боевые вертолеты «Команчи» и «Апачи», военно-транспортные глобмастеры, ракеты-перехватчики. Boeing — это и грандиозный проект «Морской старт» (Sea launch) — коммерческая система запуска спутников с плавучего космодрома, и орбитальная станция на Луне.

Нынешняя корпорация Boeing, в которой работает около 156 тыс. человек, включает пять основных подразделений:

1) Commercial Airlines (производство коммерческих самолетов);
2) Integrated Defense Systems (производство наземных, водных и космических систем безопасности);
3) Boeing Capital Corporation (финансовая компания, обслуживающая бизнесы, связанные с авиаперелетами);
4) Air Traffic Management (обеспечение безопасности и надежности полетов);
5) Connexion by Boeing (услуги высокоскоростной интернет-связи для авиакомпаний и их пассажиров).

Корпорации принадлежит и ряд других проектов, в т. ч. и не имеющие прямого отношения к аэронавтике:

• разработка новой модели трамвая для Бостона и Сан-Франциско,
• ирригация пустынь в Орегоне,
• разработка и установка трех огромных турбин для гидростанции на реке Колумбия,
• антиспамовая борьба и проч.

Лицом корпорации Boeing — председателем совета директоров и главным исполнительным директором — до декабря 2003 г. был Филипп Кондит.

После его отставки пост председателя правления компании без исполнительных функций получил Льюис Платт (экс-босс компьютерной фирмы Hewlett Packard), а должности президента и главного исполнительного директора — Гарри Стоунсайфер (ранее глава другого авиастроительного концерна — McDonnell Douglas).

Последние годы были для Boeing Company нелегкими: массовые увольнения рабочих, события 11 сентября, спад производства, обвинение в промышленном шпионаже, потеря прибыльных заказов... Однако руководство корпорации все-таки верит в лучшее. Boeing упорно борется за первенство: разрабатывает новые авиамодели, ищет новых клиентов, разведывает новые сферы приложения многолетнего инженерного опыта.

В свое время Уильям Боинг сказал: «Мы стали первопроходцами в теории
и практике индустрии авиастроения. Все проблемы, с которыми нам приходилось сталкиваться, были новыми.

И мы не имели права останавливаться и поворачивать назад — мы должны были их решать. Мы не могли позволить себе отвергнуть ни одну идею и ни один проект из-за того, что «их воплощение невозможно». Мы изо всех сил старались превратить в реальность все, что считали нужным. И с тех пор тезис «нет ничего невозможного» стал нашим жизненным кредо». Этому принципу следует

и современная Boeing Company, стремясь к совершенству, борясь с конкурентами, властью, силами природы — и с самой собой. Удивительная энергетика Уильяма Боинга работает на компанию и сегодня.

Похожие новости:

Небесные гости

Небесные гости
Практически все западные авиакомпании начали свою работу в Украине сравнительно недавно. Интересно узнать, что происходило с ними до прихода в страны, образовавшиеся после развала СССР.

Китайские авиакомпании делают крупные заказы на самолеты

Китайские авиакомпании делают крупные заказы на самолеты
В конце января Airbus и Boeing объявили о новых значительных заказах из Китая на свои новые самолеты. China Southern стала первой китайской авиакомпанией, разместившей заказ на самый крупный в мире коммерческий пассажирский самолет Airbus A380. А Boeing получила первые заказы из Китая на свой 7E7 Dreamliner.

Частные компании теперь могут разрабатывать оружие на Украине

Частные компании теперь могут разрабатывать оружие на Украине
Верховная Рада внесла изменения в ряд законов, что позволит частным компаниям участвовать в разработках, производстве, реализации, модернизации и ремонте, а также утилизации вооружений и военной техники. Отныне, согласно внесенным изменениям в Закон Украины «О предпринимательстве», разработками и изготовлением оружия смогут заниматься любые предприятия, независимо от формы собственности.

США сняли торговые санкции против Ливии

США сняли торговые санкции против Ливии
Соединенные Штаты 20 сентября сняли коммерческие санкции против Ливии, открыв, таким образом, возможность для выплаты более $1 млрд. (821 млн. евро) семьям 270 погибших в результате гибели «Боинга 474» над городом Локерби (Шотландия). Рейс 103 компании PanAm в 1988 г. был взорван ливийцем.

В EADS прогнозируют рост спроса на коммерческие авиалайнеры

В EADS прогнозируют рост спроса на коммерческие авиалайнеры
Представители компании European Aeronautic Defence and Space (EADS) заявили, что в следующем году ожидается повышение спроса на коммерческие реактивные самолеты, так как мировая авиатранспортная отрасль постепенно выходит из самого жестокого кризиса за всю свою историю.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить