» » Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины

Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины


В настоящее время все чаще звучат аргументы в пользу принятия в Украине Кодекса или Принципов корпоративного управления. Вероятно, этот документ будет своего рода отражением Принципов Корпоративного управления ОЭСР в нормативной базе Украины. В отсутствие законодательства Кодекс сыграет роль свода правил, учитывающих мировой опыт и применяемых в украинской правовой системе. Что же такое Принципы Корпоративного Управления и насколько оправданы сомнения скептиков в том, что Украина не готова к их внедрению? Эта статья является первой в серии материалов, посвященных детальному рассмотрению Принципов и анализу украинского законодательства в сфере корпоративного управления.

По состоянию на 1998 год в мире было разработано большое количество кодексов и стандартов корпоративного управления. Все они имели локальный, национальный характер. В начале 1998 года Совет ОЭСР пришел к выводу о необходимости разработки единого документа, который был бы ориентиром не только для стран-членов ОЭСР. Принципы, утвержденные в результате годичной работы специальной группы, являются компромиссом многих стран - поэтому и носят общий характер.

Их уникальность в том, что они могут быть применены даже в тех странах, законодательство которых недостаточно развито, поскольку изложенные в них нормы применимы в любой правовой системе. Это - основа для развития надлежащей базы корпоративного управления. Принципы ОЭСР не носят обязательного характера, они могут быть использованы в качестве рекомендаций для усовершенствования законодательства, а также представителями частного сектора для разработки более детальной 2наилучшей практики" в области корпоративного управления.

ОЭСР сформулировала пять принципов корпоративного управления.

В данной статье рассмотрим первый из них:

Система корпоративного управления должна защищать права акционеров.
Реализация этого принципа предусматривает ряд определенных механизмов.

Разработка и законодательное закрепление перечня основных прав акционеров. Закрепление основных прав именно в законе необходимо, поскольку возможность требовать их защиты в случае нарушения возникает лишь в том случае, когда такое право предусмотрено. Разработчики Принципов попытались сформулировать тот минимум прав, который, по их мнению, должен быть закреплен во всех юрисдикциях. Проанализируем, какие из указанных прав закреплены в Украине и насколько их защита возможна.

Информация, предоставляемая органами управления, должна быть своевременной и полной, дающей возможность акционерам делать выводы об эффективности работы общества и его руководства


Право на надежные методы регистрации прав собственности на акции. Процесс перерегистрации прав собственности на акции должен быть быстрым и надежным. Злоупотребления, связанные с внесением данных в систему реестра, могут привести к невозможности реализации акционером прав, вытекающих из акции. Законодательство в этой области развито довольно хорошо. Кроме того, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) приняла ряд нормативных актов, обеспечивающих надлежащее регулирование деятельности регистраторов и депозитариев. Указанные документы четко регламентируют перечень документов, необходимых для внесения записей в систему реестра о переходе права собственности вследствие гражданско-правовых сделок, а также устанавливают сроки проведения учетных операций в системе реестра.
Право на передачу акций. Важно, чтобы акционеры имели возможность беспрепятственно и без лишних затрат распорядиться принадлежащими им акциями. Закон Украины "О хозяйственных обществах" предусматривает право участника выйти из общества. Это право в акционерных обществах реализуется путем предоставления акционеру права продать свои акции на рынке (исключение составляют акции закрытых акционерных обществ - они не могут продаваться и покупаться на бирже). Общее законодательство о ценных бумагах также предусматривает, что ценные бумаги (в том числе и акции) могут использоваться для осуществления расчетов, включая передачу в залог. При этом специальным законодательством определено, что эмитенты не меют права устанавливать ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, относительно отчуждения акционером акций ОАО, созданного в процессе приватизации.

Своевременное и регулярное получение необходимой информации об обществе. Вследствие разделения функций владения и контроля акционеры утратили возможность получать информацию о деятельности общества и вынуждены доверять тому, что говорят им менеджеры. Поэтому информация, предоставляемая органами управления, должна быть своевременной и полной, дающей возможность акционерам делать выводы об эффективности работы общества и его руководства. Ярким примером нарушения этого принципа и последствий такого нарушения является недавний крах корпорации "Энрон" (США). Украинское законодательство предусматривает обязанность эмитента не менее одного раза в год информировать общественность о своем финансово-хозяйственном состоянии и в установленные сроки публиковать годовой отчет. Кроме того, Закон "О хозяйственных обществах" закрепляет право участников общества получать информацию о его деятельности. Этому праву в законодательстве корреспондирует обязанность общества предоставлять акционеру по его запросу годовые балансы, отчеты о его деятельности, протоколы собраний и удостоверенные выписки из книги протоколов заседаний правления. Хотелось бы отметить, что указанное право акционеров до сих пор остается в Украине наиболее "нарушаемым". Для того чтобы это право из декларативных перешло в реальные, необходимо закрепить четкий перечень документов и сроков для их предоставления по запросу акционера (как это сделано, например, в России).

Участие и голосование на общем собрании. Акционеры должны иметь возможность беспрепятственно принимать участие в собрании. В Украине это право законодательно закреплено - в общем собрании имеют право участвовать все акционеры независимо от количества и класса акций, которыми они владеют.

Участие в избрании членов наблюдательного совета. Значимость и роль наблюдательного совета в Украине постоянно возрастает. Одной из причин этого является оживление на инвестиционном горизонте. А инвесторы, как известно, доверяют квалифицированным и эффективным наблюдательным советам. Вопрос об избрании членов наблюдательного совета отнесен законом к компетенции общего собрания. Однако на практике так называемые миноритарные (т.е. мелкие) акционеры не могут реализовать указанного права, поскольку до сих пор в Украине не представлена концепция кумулятивного голосования. Этот вид голосования признан и закреплен практически во всех странах. В России кумулятивное голосование было предусмотрено первым же законом об акционерных обществах. К сожалению, применение этого метода в Украине остается невозможным и незаконным, а для изменения такой ситуации необходимо менять закон.

Получение части прибыли общества. Право на получение дивидендов закреплено действующим законодательством Украины - вопрос о выплате дивидендов относится к исключительной компетенции общего собрания и только оно может решить, выплачивать их или нет. Однако реализация данного права регулируется довольно поверхностно. В законодательстве не предусмотрены, например, кумулятивные дивиденды, не урегулированы детально вопросы приобретения прав голоса собственниками привилегированных акций в случае невыплаты дивидендов, ответственности и последствий невыплаты.

Поглощения в Украине проходят зачастую нецивилизованно и носят враждебный характер. Какие-либо правила (например, условие справедливой цены или супербольшинства, "ядовитые пилюли" и другое) в действующем законодательстве и в практике отсутствуют. Цивилизованные антипоглотительные меры в большинстве своем не могут применяться в Украине ввиду их отсутствия в законодательстве


Обеспечение акционеров достаточной информацией относительно решений, касающихся принципиальных изменений в обществе. Вследствие разнообразия национального законодательства стран-членов ОЭСР в Принципах были сформулированы вопросы, которые признаются существенными и затрагивают имущественные права акционеров. Среди них:

внесение изменений в устав и другие документы, регулирующие деятельность общества;
эмиссия дополнительного количества акций;
значительные сделки, ведущие к фактической продаже общества.

По первому вопросу законодательство более менее известно: изменение устава относится к исключительной компетенции общего собрания и принимается квалифицированным большинством голосов. По второму вопросу ситуация приблизительно такая же - законодательно закреплено первоочередное право акционеров на приобретение акций дополнительной эмиссии, четко закреплен перечень тех, кто может принимать решение о выпуске акций, - учредители или общее собрание. Последующее регулирование ввиду отсутствия более детального законодательного регулирования осуществляется ГКЦБФР. Что касается третьего вопроса - его регулирование полностью отсутствует. Понятие значительных сделок (как, впрочем, и сделок с заинтересованностью) остается неизвестным законодательству в сфере корпоративного управления. Некоторые общества пытаются регулировать этот вопрос на уровне внутренних документов. Однако такие попытки иногда не приносят желаемого результата - статус сделок, заключенных должностными лицами общества с превышением полномочий, до сих пор остается спорным.

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) основана в 1960 году. В настоящее время ее членами являются 29 стран: Австралия, Канада, Финляндия, Греция, Ирландия, Корея, Нидерланды, Польша, Швеция, Великобритания, Австрия, Чехия, Франция, Югославия, Италия, Люксембург, Новая Зеландия, Португалия, Швейцария, США, Бельгия, Дания, Германия, Исландия, Япония, Мексика, Норвегия, Испания, Турция. Основной задачей для себя ОЭСР определяет оказание правительствам стран-членов помощи в разработке основных принципов для усовершенствования экономической и социальной политики.


Обеспечение одинаковой возможности всем акционерам эффективно принимать участие и голосовать на общем собрании. Участие в работе собрания - иногда единственная возможность для инвесторов реализовать свое право на управление обществом. Поэтому разработчики уделили этому вопросу пристальное внимание и подчеркнули, что общество обязано:



предоставлять акционерам достаточную и своевременную информацию о дате, сроке, месте проведения собрания и о повестке дня (включая информацию, касающуюся вопросов повестки дня);


обеспечить акционерам возможность задавать вопросы наблюдательному совету и в разумных пределах предлагать дополнения к повестке дня. Многие общества в странах-членах ОЭСР упрощают процедуру внесения предложений по повестке дня, не забывая при этом оградиться от отвлеченных или провокационных предложений;


предоставлять акционерам возможность голосовать лично или через своих представителей. При этом подчеркивается равноправие всех видов голосования. Следует отметить, что во многих странах разрешено проведение заочных собраний (например, в России). В этом случае институт доверенности теряет свое значение - ведь акционер может проголосовать на расстоянии путем заполнения и отправки бюллетеня для голосования. В некоторых странах процесс голосования значительно упрощен и предусматривает возможность использования современных технологий. Конечно, эти методы могут применяться только в том случае, когда есть полная гарантия надлежащего подсчета голосов и регистрации участников. Украина пока не может похвастаться наличием таких норм. Сам институт доверенностей в сфере корпоративного управления остается неясным. Так, требует более детального урегулирования проблема удостоверения доверенностей правлением, необходимо также расширить круг лиц и органов, которые имеют право удостоверять подлинность подписей. До сих пор нет единого мнения по поводу необходимости нотариального удостоверения доверенностей.

Раскрытие информации о структуре капитала и существующих механизмах контроля, позволяющих отдельным акционерам получать контроль, не совместимый с их долей в уставном капитале общества. Этот механизм более присущ развитым рынкам. Заключается он в том, что некоторые акционеры, владея незначительным пакетом, приобретают больший контроль над обществом. К механизмам получения такого контроля относятся, например, соглашения между акционерами, внедрение обществом ограничений количества голосов, которые могут быть поданы одним акционером. Если такие механизмы введены в обществе - они должны разглашаться. В Украине ни один из указанных методов применяться не может. По общему правилу соглашения между акционерами, направленные на ограничение их прав, могут быть признаны недействительными. Права голоса также не могут быть ограничены уставом общества - в законодательстве четко закреплен принцип "одна акция - один голос".

Соблюдение принципов эффективности и прозрачности. В 1999-2000 годах компания Price WaterhouseCoopers провела исследование уровня прозрачности некоторых стран и степени влияния этого показателя на инвестиционный климат в стране. Россия тогда заняла в этом рейтинге предпоследнее место (последнее - Китай). Хотя в отношении Украины такое исследование не проводилось, можно с уверенностью предположить, что она разместилась бы не далеко от России. Вопросы раскрытия нефинансовой информации урегулированы в Украине более чем недостаточно. ОЭСР видит реализацию этого механизма в следующем:



правила и процедуры, регулирующие вопросы приобретения корпоративного контроля, а также сделки чрезвычайного характера должны предаваться гласности. Кроме того, сделки должны заключаться по прозрачным ценам и на условиях, защищающих права акционеров;


механизмы, направленные на защиту от поглощения, не должны использоваться руководством для уклонения от мониторинга со стороны акционеров.

Поглощения в Украине проходят зачастую нецивилизованно и носят враждебный характер. Какие-либо правила (например, условие справедливой цены или супербольшинства, "ядовитые пилюли" и другое) в действующем законодательстве и в практике отсутствуют. Цивилизованные антипоглотительные меры в большинстве своем не могут применяться в Украине ввиду их отсутствия в законодательстве.

Ответственное отношение акционера к использованию принадлежащего ему права голоса. Разработчики Принципов пришли к выводу, что для обеспечения эффективности работы общества необходимо, чтобы акционеры анализировали и осознавали последствия принятых ими решений. Многие инвесторы разглашают политику, которую они намерены проводить в отношении общества.

В отношении Украины комментарии излишни. Не секрет, что наши акционеры часто злоупотребляют свом правом голоса. Многие просто не регистрируются для участия в общем собрании и срывают их проведение. Лишь некоторые акционеры (как правило, иностранные) информируют общество о политике дальнейшего развития. Безусловно, этот вопрос требует детального урегулирования и должен быть отражен в Кодексе как один из важнейших принципов поведения акционеров и должностных лиц общества.

Похожие новости:

Регулирования отношений между предприятиями

Регулирования отношений между предприятиями
Большое количество руководителей и собственников, могут столкнуться с проблемами рационального урегулирования межличностных отношений. Причина этого - незнание принципов рационального регулирования отношений на этом уровне. Сформулированные ниже принципы позволят многим директорам и собственникам проверить рациональность своих отношений, устранить произвол как с той, так и с другой стороны, и

Отношения Акционерного Общества с акционерами

Отношения Акционерного Общества с акционерами
Появление разнообразных организационно-правовых форм предприятий стало одним из новых явлений для недавно начавшегося перехода к рыночной экономике - трудного, сопровождаемого "скрипом и стоном". Среди упомянутых оргформ традиционно особняком стоят весьма популярные в народе акционерные общества (АО).

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине
В настоящей статье рассматривается принцип, наименее урегулированный в украинском законодательстве и наиболее проблемный с точки зрения практики. Он касается деятельности наблюдательных советов акционерных обществ. Необходимо отметить, что этому органу управления в Законе Украины "О хозяйственных обществах" посвящена всего одна статья.

Корпоративное управление в Украине: по каким правилам играть?

Корпоративное управление в Украине: по каким правилам играть?
Важность наличия необходимой системы корпоративного управления связана с тем, что это является одним из нескольких ключевых моментов при принятии решений потенциальными инвесторами. Для инвесторов очень важно, как будут защищены их интересы.

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов
Большинство развитых стран допускают заключение сделок с учетом заинтересованности должностных лиц, но четко регулируют процесс принятия решений и обязывают директоров, лично заинтересованных в сделке, предварительно раскрывать информацию о такой заинтересованности и не принимать участия в голосовании по данному вопросу. При этом ответственность предусмотрена не «автоматически», а только в случае

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить