Книжкин сторож и его почитатели


Что общего между временами пресловутого брежневского "застоя" и поздним средневековьем (или ранним Ренессансом) в Северной Европе? Нет, не инквизиция. Общее - нехватка (по разным причинам) интересных книг для всех желающих читать и престижность наличия собственной (не публичной или монастырской) библиотеки у рядового обывателя. Поэтому советский интеллигент мог преспокойно стащить или "зачитать" книгу невнимательного коллеги.

Немецкий бюргер четыреста лет назад поступал точно так же. И каждый нечистый на руку точно так же боялся оказаться на месте жертвы хищения дорогой (во всех смыслах) вещи. Но и гравер, иллюстрировавший книгу, и печатник, и переплетчик по социальному статусу были теми же бюргерами, а потому разделяли озабоченность своего сословия. Классовая солидарность и бытовая практичность лавочников и мастеровых породила своеобразную, поначалу весьма утилитарную форму графического искусства - ex libris (лат. "из книг"), личный знак владельца книги. Вот, например, встретились два добропорядочных соседа-лавочника в воскресный день на дому у одного из них, попили пива, поели тушеной капусты с колбасой. И вдруг гость замечает на хозяйской полке знакомый книжный корешок. В праведном гневе он хватает с полки книгу, раскрывает ее и... "Фу, Ганс, какой ты недоверчивый! Не видишь, на форзаце написано: "ex libris Вилли, владельца скобяной лавки". Так что - с тебя пиво, за подозрительность!" Короче говоря, украсть книгу, снабженную экслибрисом владельца, стало значительно сложнее - воришку могли поймать за руку, и прости-прощай пристойная репутация.

Украине первыми проявили похвальную хозяйственность жители самого европеизированного города страны - Львова. В 1545 году кто-то из отцов города оттиснул печать магистрата прямо на обложку книги (теперь это называется суперэкслибрис), обезопасив тем самым ее и себя от хищений. Тиражи книг росли, и через пару сотен лет экслибрис превратился в нечто подобное монограмме на запонках: престижно, красиво, но бесполезно. Именно за престижность и полюбили экслибрис коллекционеры, оживившиеся в XIX веке. Они собирали книжные знаки знаменитостей, по закону жанра отражавшие вкусы, пристрастия и любимые занятия владельцев.

Но искусство графики развивалось, художники не упускали случая поэкспериментировать на экслибрисе с различными техниками, поиграть самыми причудливыми темами. Владелец книги, по большому счету, стал им почти безразличен.

Графики вовсю начали пользоваться неотъемлемым правом творца на собственное видение мира (и бедняги-заказчика в том числе), отражая его в своих произведениях как заблагорассудится. Появлялось все больше тематических экслибрисов, связанных с творчеством отдельных литераторов, музыкой, театром, архитектурой, эротикой, даже религией и мистикой. Коллекционерам волей-неволей пришлось сменить тактику. Они стали ориентироваться, по большей части, на имена художников, охладев к владельцам книг, увлеклись тематическими коллекциями. Так, австриец Петер Ратх (пребольшой любитель джаза, сам музицирующий) собрал одну из крупнейших коллекций "музыкальных" экслибрисов. А швед Ларс Стольт - владелец одного из крупнейших в мире собраний эротических экслибрисов (часто весьма откровенных), которое радостно ему помогают пополнять художники со всего света.

Самая обширная коллекция (более 70 тыс экслибрисов) занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Принадлежит она Марио де Филиппису из Италии. Но точного количества экслибрисов "постгиннессовского" периода не знает, наверное, даже сам владелец. Ведь крупные коллекционеры, собрания которых перевалили 20-тысячный рубеж, ведут счет даже не на десятки, а на тысячи единиц хранения. Собиратели высокого полета уже реже тратятся на заказывание собственных экслибрисов: графики почитают за честь поместить свои творения в известные коллекции, а потому шлют свои работы совершенно бесплатно, что, в свою очередь, приводит к росту коллекции в геометрической прогрессии. Однако пиетет перед коллекционерами не мешает художникам острить и даже дурачиться в их адрес. Знаменитый Марио де Филиппис - владелец ресторана, и едва ли не каждый график-экслибрисист считает своим долгом "оттянуться" на тему "ресторанной" жизни вообще и итальянской кухни в частности.
Многолюдная всемирная тусовка создателей и коллекционеров экслибрисов, изрядно нагружающая почту планеты конвертиками с книжными знаками для обмена и подарков коллегам, может показаться хаотичной лишь на первый взгляд.

В действительности же, все процессы четко регламентированы Международным экслибрис-клубом, раз в два года собирающим на конгресс художников и коллекционеров со всего света. Тусовка экслибрисистов, в отличие, скажем, от Олимпийских игр, - дело камерное и неприбыльное. Но очень престижное. (Например, конгресс в Хрудиме (Чехия) открывал президент страны Вацлав Гавел.) Потому место проведения следующего конгресса выбирают из двух-трех предложенных городов (в условиях жесткой конкуренции). Голосование проходит среди президентов экслибрис-клубов стран-членов Международного клуба. "Голос" Украины в этом хоре - президент Украинского экслибрис-клуба, владелец коллекции из 24 тыс. книжных знаков Петр Нестеренко (в миру - искусствовед, директор Дирекции художественных выставок Украины). Как это ни странно, его хобби никоим образом не зависит от служебного положения и основных профессиональных занятий и никак не поддерживается (а уж тем более не оплачивается) государством. Но зато на международные конгрессы и выставки попадают лишь истинные ценители экслибриса, а не минкультовские функционеры. Это и позволяет стране выглядеть вполне пристойно на всех мировых тусовках.

Петр Нестеренко, коллекционер


"До поры до времени я просто знал, что существует такая вещь, как экслибрис. Но Майя Потапова, заведующая Библиотекой искусств, где мне случалось работать, увлекалась экслибрисом и даже заказала тираж для книг вверенного ей заведения. Один из этих экслибрисов я получил в подарок. Майя Марковна познакомила меня с известным киевским коллекционером Леней Курисом. У него коллекция была побольше моей нынешней - 30 тыс. работ. Сейчас Леня живет в Израиле, но кочует по всем тусовкам и может вынырнуть в любой стране. (Мы встречались в Италии, Чехии, России.) Я часто захаживал к нему, открывал для себя тайны коллекционирования (как хранить и с истематизировать), и благодаря этому дело пошло вперед - еще немного и Леню догоним. Хотя дело, конечно, не в количестве. Кстати, невозможно собирать только хорошие работы, ведь когда дарят, не станешь перебирать и выбирать.


Сейчас львиную долю моего хозяйства занимает европейский экслибрис. В Киеве-то и коллекционеров таких, с которыми можно было бы меняться, нет. У нас большинство коллекционеров, как правило, жили в бывшей имперской, а потом советской столицах. Огромный интерес к экслибрису в Прибалтике. А вот с Украиной проблемы. Был такой известный коллекционер "Шевченкианы" Юрий Меженко, собиравший экслибрисы с изречениями. В 1960-е годы он просто не знал, что делать со своей коллекцией. Оказалось, что в Украине она никому не нужна: коллекционеров не было, ни музеи, ни библиотеки экслибрисом не интересовались. Когда Меженко почувствовал себя в Украине, как в пустыне, он переехал со своей коллекцией в Ленинград, где и затерялись следы уникального собрания.

А вот за границей еще сто лет назад многие заказывали тиражи экслибрисов для того, чтобы ими обмениваться. Уже тогда это не означало, что люди так уж сильно любят книгу. Прост о коллекционирование престижно, и те, кто имеют деньги, ищут себе занятие, позволяющее выглядеть солидно в обществе. Экслибрис - достаточно демократичное хобби, не требующее больших затрат. Вместе с тем, это не совсем "безобидное" занятие. Ведь тираж экслибриса стоит $300-1000 - в зависимости от техники и "именитости" автора. Наши художники скромнее, офорт стоит примерно $600, одноцветные линогравюры, которые сейчас менее популярны, значительно дешевле. В Европе экслибрисы, как правило, коллекционирует средний класс, интеллигенция - например, доктор медицины Гернот Блюм или Герман Визе - сотрудник библиотеки (оба из Германии). Но отдельные, не очень состоятельные, любители тоже могут себе это позволить. А есть люди, которые просто интересуются искусством, их можно увидеть на всех тусовках, они очень уютно чувствуют себя среди художников и коллекционеров.

В Европе любителей экслибриса, конечно же, больше, чем где-либо в мире, ведь это родина книгопечатания. Немецкий клуб существует уже больше ста лет. Много коллекционеров в Англии, Бельгии, Чехии, Польше - везде, где ценят хорошую графику. Особое положение занимает Англия. Тамошние художники и коллекционеры любят только себя, собирают только английские экслибрисы, в Европе их практически не встретишь. К себе тоже не зовут. Но самое интересное, что секретарь Международного экcлибрис-клуба Уильям Е. Батлер - лондонец. И мы с ним договорились показать этой "консервативной" Англии украинский экслибрис.

Украинский экслибрис-клуб организовался на волне эйфории, связанной с обретением независимости. Когда упал "железный занавес", наши связи с Европой многократно расширились, возникла возможность проводить в Украине международные акции. В выставках "Женщина в экслибрисе" и "Религий много, Бог один" участвовали (в каждой) художники из 27 стран мира.

Похожие новости:

"Работать умнее, а не усерднее"

В Торгово-промышленной палате Киева состоялась презентация оригинальной книги Джона Митчелла "Настольная книга менеджера". Приглашенных ожидали три сюрприза. Первый - книгой презентуемый продукт можно назвать с большой натяжкой. Настолько непривычной оказалась ее форма. Второй - презентовал новинку сам Джон Митчелл, прибывший по этому случаю из Лондона. Третий сюрприз одной фразой описать не

KRIEGSSPIEL или "Игра в войнушку

KRIEGSSPIEL или
Кригсшпиль все возрасты и эпохи покорны. Кригсшпиль - отнюдь не блицкриг: ею наслаждаются подолгу. Потому что это не просто детская "игра в войнушку", а всевозможные удовольствия, связанные с коллекционированием оловянных солдатиков.

Анатолий Тертычный

Анатолий Тертычный
На линии судьбы не бывает дорожных знаков, предупреждений о крутом повороте или о внезапно появляющемся препятствии. Судьба потому и судьба, что привнести она может в жизнь все что угодно, - от миллионного выигрыша в лотерее до скоропостижной женитьбы. Ни того ни другого не произошло с Анатолием Тертычным, но именно судьба изменила его, уже запрограммированное отцом и дедом, будущее и сделала из

Ирина Осадчая - принцесса "ИРЭНА"

Ирина Осадчая - принцесса
В мае галерея "Ирэна" отметит свое восьмилетие. Возраст для человека - детский, но как для киевской галереи - уже солидный. За прошедшие годы тут состоялись выставки более 200 художников. Для многих из них проведенные в ее залах первые персональные выставки стали отправной точкой дальнейшего творческого пути.

Герои забытой войны и их вещи

Герои забытой войны и их вещи
Собирательство — дело эмоциональное и глубоко личное, поэтому мало кто из коллекционеров может объяснить, почему увлекается той или иной тематикой. В галерее «Университет» открылась выставка уникальных предметов из частной коллекции братьев Алексея и Игоря Шереметевых (владельца и исполнительного директора Торгового дома Шереметевых) под названием «Крымская война: украинское наследие».

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить