Чтобы топливо не украли


Сегодня для этого уже недостаточно вешать замок на бензобак. Противостоять искусству жуликов могут только современные технологии…

Ещё в те времена, когда американские инженеры трудились над созданием космической системы контроля движения автотранспорта, в головах ученых из калифорнийской «Силиконовой долины» родилась идея создания системы контроля расхода топлива - FMS (Fuel Monitoring System).

Собственно говоря, система состояла из двух основных частей: электронного «чёрного ящика» - коробочки размером чуть больше пачки сигарет для размещения внутри автомобиля - и специального программного обеспечения.

По сути, FMS внутри машины – это разновидность специализированного бортового компьютера (БК). Действительно, они повышают эффективность работы силовых агрегатов. Их несомненным достоинством является возможность показывать водителю на экране монитора текущий расход топлива, позволяя тем самым постоянно совершенствовать технику вождения. Сопоставив данные, считываемые из БК после маршрута, на карту, можно было бы достаточно полно восстановить ход событий… если бы не одно «но».

Развитые сети сервисного обслуживания автомобилестроительных концернов подразумевают доступ большого количества специалистов к «святая святых» БК – к содержимому его памяти. «Суровая проза жизни», когда водитель-дальнобойщик существует вместе со своей семьёй в основном на командировочные, и настойчивые просьбы водителей «немного подкорректировать» за вознаграждение информационное содержание БК, привели к появлению в недрах зарубежных и наших СТО многочисленного «племени» хакеров, специализирующихся на искажении данных в автомобильных компьютерах.

В результате - руководители АТП и технические службы сплошь и рядом получают искажённую информацию, а «предприимчивый» водитель - свою «прибавку» к зарплате за счёт продажи оказавшегося «лишним» топлива. Автомобиль вовремя не обслуживается, добавляя тем самым автохозяйству лишние расходы.

Так что же делать в условиях, в которых даже содержание БК можно подвергнуть «ревизии» на любой СТО? Уповать на электронику типа «черного ящика» под названием FMS, куда доступ хакерам закрыт. Чтобы всё было «по-честному»: сколько сжёг горючего, за тот объём и отчитайся после рейса. А уж потом расскажи, какая была трасса, стоит ли по ней ездить или лучше сделать небольшой крюк с меньшим расходом топлива, как часто двигатель работал на холостом ходу в дорожных заторах и т.п.

За 1,5 года эксплуатации расходомера FMS «обмануть» его не удалось никому, благодаря первоклассной элементной базе и постоянно усложняющимся внутренним кодам, известным очень узкому кругу разработчиков. У прибора, который способен работать в широком диапазоне температур окружающей среды (от –45 до +85°С), высокая защищённость по электроцепям. И он «выживет» при любых импульсах тока, которые могут возникнуть или будут инициированы злоумышленниками при работе автомобильного электрооборудования.

Высокая точность контроля расхода топлива достигается непрерывным измерением его объёмов непосредственно в баке (3000 раз/сек) и записью усредненного значения в память каждые 2 мин. FMS, подключенная к информцепи штатного топливного датчика автомобиля, позволяет в среднем уменьшить расходы на топливо на 15-20% при учёте того факта, что затраты на горючее достигают 42% от себестоимости кругорейса.

Но прогресс не стоит на месте: помимо устройств FMS на конвейере – усовершенствованная версия системы контроля – FMS-T, расходомер, который дополнен встроенным электронным тахографом. FMS-T, кроме данных от топливного датчика, получает информацию от датчика скорости и штатного тахографа.

Данные о скорости автомобиля и его пробеге поступает со штатного датчика скорости. При этом неважно, какого он типа: FMS-T сопрягается с датчиком скорости любого типа, даже если у машины тросовый спидометр, как у «Газели». Разработчиками не забыта ни одна распространённая на просторах СНГ модель автомобиля.

При этом не имеет значения, оснащена машина тахографом или нет, FMS-T даёт исчерпывающую информацию о том, работал ли двигатель, контролирует работу силового агрегата и, соответственно, расход топлива во время нахождения автомобиля на стоянках и в длиннющих очередях на границе. После возвращения автомобиля из рейса диспетчер (владелец) на экране монитора своего персонального компьютера получает информацию не только о времени и объёмах заправок и сливов, реальном расходе горючего за рейс, но и о том, как ездила машина: с какой скоростью, какой был пробег, моточасы работы двигателя, т.е. все основные показатели работы автомобиля.

В последнее время увеличилось число пользователей данной системы, которых интересует не столько топливо, сколько эффективность использования транспорта. Это, в первую очередь, развозные компании, торговые фирмы, обладающие сетью магазинов и собственным автотранспортом. Об эффективности роботы каждой машины и её загрузки зависят и объём и себестоимость выполняемых услуг.

Большой интерес проявляют к FMS/FMS-T и руководители автобусных парков, в которых, несмотря на строжайший контроль работы водителей, продолжается воровство топлива и приписок рейсов. Водители городских и пригородных автобусных маршрутов, зарплата которых немногим более 500 грн. в месяц, входя в сговор с диспетчерами, «экономят» топливо за счёт невыполнения кругорейсов и продают его частникам.

Руководители автобусных предприятий хотят получать в диспетчерском центре подробную информацию о рейсе на каждой остановке (пикете). Для этого автобус оборудуется радиопередатчиком, а пикет – радиоприёмником, работающие в инфракрасном диапазоне волн. Вот вам и начало вхождения БК в автомобиль.

Похожие новости:

Управление доходностью

Управление доходностью
Организации, работающие в сфере услуг, часто используют для оценки операционной эффективности процент проданных производственных мощностей. Например, транспортные компании оперируют такими показателями, как достигнутая степень загрузки (load factor) подвижного состава, отели используют понятие степени заполнения номеров (occupancy rate).

Защита автомобиля от угона

Защита автомобиля от угона
Момент, когда впервые садишься за руль своей машины, по остроте ощущений может сравниться лишь с другим таким же моментом - когда впервые вдруг не находишь свою любимицу там, где оставил ее накануне. Незабываемое, надо заметить, мгновение! После бурного, но непродолжительного экстаза наступает состояние, которое только что и можно назвать "чувством глубокого и полнейшего неудовлетворения".

Пример работы страхового брокера

Пример работы страхового брокера
Клиент. Алло, это страховой брокер? Брокер. Да, я вас внимательно слушаю. Клиент. Я хочу застраховать свой автомобиль, сколько это будет стоить?

Украина готова бесплатно прокачивать газ в Европу

Украина готова бесплатно прокачивать газ в Европу
Единственное условие: Россия должна дать голубое топливо во всех направлениях. Президент Украины Виктор Ющенко в очередной раз объясняет, транспортировать газ через станцию "сужу" технически невозможно. Россия же этого не слышит и каждый день упорно просит открыть путь голубом топливу только через эту станцию.

Автомобиль — это как часть родной семьи. А значит, он бесценен

Автомобиль — это как часть родной семьи. А значит, он бесценен
Владелица Mercury Montсlair 1956 Ольга Прудникова полюбила бывшую машину американского эмигранта как родную

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить