Социальная революция в Индии


На каждой проходящей в Индии экономической конференции хотя бы одно заседание бывает посвящено обсуждению важности создания новых малых предприятий и поддержки малого бизнеса. Впрочем, в этой стране малый бизнес и без того процветает, причем в наибеднейших слоях общества, часто без всякой регистрации и лицензий.

В трущобах южного индийского города Хидерабад количество частных школ вдвое превышает число школ государственных. Зачастую расположенные в тесных арендованных квартирах или переполненных домах, они кардинально отличаются от коридоров элитных частных школ, таких как Doon School в предгорье Гималаев.

В то же время растущие как грибы после дождя частные индийские школы для бедных предвещают собой наступление социальной революции, выпавшей из зоны внимания индийской правящей элиты. Это тихая революция, подающая 2 важных сигнала. Во-первых, люди из беднейших слоев индийского общества стремятся дать своим детям образование и готовы откладывать на это деньги, во-вторых, они хотят, чтобы обучение проводилось на английском языке.

Директор частной школы M.A. Ideal High School, неприметно расположившейся в старой части Хидерабада, Мохаммед Анвар (Mohammed Anwar) был одним из пионеров отечественного предпринимательства в сфере образования для бедных. Свою первую школу он основал в конце 1980-х гг. В то время в преимущественно мусульманском старом городе было несколько таких учебных заведений. Сейчас их больше 1000.

«Ни в одной государственной школе английский язык не используется как средство коммуникации, — говорит г-н Анвар. — Родители учеников сами часто неграмотные. В прошлом обучение в платных частных школах велось на арабском языке. Много внимания уделялось изучению Корана. Сейчас родители стараются отдавать детей в англоязычные школы, чтобы впоследствии те могли рассчитывать на лучшую работу».

В лабиринте улочек Хидерабада среди традиционных лотков с овощами и фруктами, небольших мастерских и мечетей, практически каждая вторая вывеска говорит о том, что за ней скрывается частная школа. Прекрасно осознавая собственную безнаказанность, предприниматели называют свои школы Grammar, Convent или Public Schools — по аналогии с англофонными школами, стоящими на вершине индийской социальной пирамиды. Значительная доля школ с громкими названиями — «непризнанные», поскольку работают без разрешения индийского отдела образования. Но низкооплачиваемые представители этого органа с готовностью позволяют им продолжать работу в обмен на взятки.

Директор неправительственной организации по поддержке частных школ из Хидерабада Educare Trust С. В. Гомати (S.V. Gomathi) утверждает, что 10% получаемого школами дохода идет на взятки инспекторам. В среднем в год сумма взяток может составить 2% от школьных доходов, отмечает г-жа Гомати.

«Даже зарегистрированным (лицензированным) частным школам нередко приходится давать взятки, поскольку просто невозможно выполнить все нормативные требования, под которые подпадает деятельность частных школ, — подчеркивает она. — Нередко взятки платят «натурой» в виде SIM-карт или спиртных напитков».

По мнению г-на Анвара, также являющегося президентом Действующей федерации частных школ штата Андра Прадеш, столицей которого и есть Хидерабад, школы не могут полностью соответствовать детально выписанным требованиям департамента образования.

Помимо прочего, в правилах четко определена численность учеников в классе, среднее расстояние между партами, размер школьных игровых площадок и т.д. «Свод правил дает инспекторам практически безграничные возможности для преследования и угроз, — отмечает он. — Ни одна из государственных школ также полностью не отвечает этим правилам. Но им не приходится давать взятки».

И тем не менее родители делают свой выбор в пользу этих кустарных частных школ, предпочитая их лучше оборудованным государственным аналогам. Почему? Самая важная причина — учителя здесь практически всегда присутствуют на своем рабочем месте. Серьезной проблемой в государственных школах по всей Индии стали хронические пропуски учителями занятий. Согласно последним исследованиям, на рабочем месте одновременно могут отсутствовать от 1/3 до половины преподавателей в госсекторе. В определенной степени это объясняется отсутствием у директоров школ мер воздействия на нерадивых учителей, которых невозможно уволить, поскольку они являются госслужащими, находящимися под надежной защитой профсоюза. Также учителей часто распределяют на работу в отдаленные районы в сельской местности, с которыми они никак не связаны и не хотят там жить.

«Редко можно встретить учителя государственной школы, который был бы родом из той местности, в которой ему приходится преподавать», — говорит г-жа Гомати.

В частных же школах учителей нанимают из близлежащих районов. Они не обладают особой квалификацией, но и их труд оплачивается в 1/4 или 1/3 зарплаты учителя государственной школы. Тем не менее они редко позволяют себе пропустить урок, боясь быть уволенными.

«Квалификация наших учителей действительно ниже, чем в государственном секторе, — признает директор еще одной школы в Хидерабаде Indian Stars Grammar School Гоуз Мохаммед Хан (Ghouse Mohammed Khan). — Однако все они из этого района. К тому же, немаловажный фактор в обучении ребенка — это его желание учится».

Посещаемость уроков в школе г-на Хана высокая — и среди учеников, и среди учителей. Дети изучают английский язык с помощью учебно-развлекательного метода под названием Jollyphonics, они легко и естественно поют традиционные английские детские песенки. Трудно поверить, что это сыновья и дочери рикш и продавцов овощей.

«Мы хотим, чтобы наша дочь воспользовалась преимуществами, которые дает обучение на английском языке, — говорит Рижвана Бегум (Rizvana Begum), полностью закутанная в покрывало мусульманка, муж которой на полставки работает водителем. На обучение дочери муж г-жи Бегум тратит 1/10 месячного дохода в 5 тыс. рупий. — Мир изменился с тех пор, как мы были молодыми. Сейчас людям нужны новые навыки и умения».

По результатам проверки успеваемости учеников в Хидерабаде, проведенной Educare, дети в частных школах получили лучшие оценки по всем предметам, кроме языков урду и телугу, на которых ведется обучение в государственных школах.

Еще одна причина недостаточной квалификации учителей частных школ кроется в отсутствии в Индии института, который бы готовил преподавателей для школ с английским языком обучения. И здесь бедняки опережают государственных мужей.

«Английский больше не воспринимается простыми людьми как язык колониальных захватчиков, — подчеркивает эксперт из Дели Гурчаран Дас (Gurcharan Das). — Его рассматривают как коммерческий инструмент и средство увеличения мобильности».

Мало кто занимался изучением роста частных городских или сельских школ для малообеспеченных индийцев. Это очередь означает, что политическая и бюрократическая элита Индии не играет никакой роли в возникновении чрезвычайно позитивной тенденции, идущей из низов общества.

Фактически, административная система в Индии скорее препятствует, чем способствует развитию системы образования. «Единственная форма нашего взаимодействия с властями, — говорит г-н Анвар, — это когда они требуют от нас взятки. Изменились эмоции и ожидания бедных людей, но не отношение к своей работе бюрократов».

Откуда деньги в «трущобных» школах?

* Частые пропуски занятий учителями государственных школ. Исследования показывают, что в отдельных районах Индии в школах могут отсутствовать сразу половина учителей. Поскольку учителя государственной школы невозможно уволить, едва ли можно ожидать, что ситуация улучшится.

* Растущий спрос на обучение на английском языке со стороны бедных слоев общества. Население Индии больше не воспринимает английский как язык колонизаторов. Напротив, граждане считают его пропуском к экономическим возможностям на рынке труда. В государственных школах английский не используется как язык обучения.

* Возросшие экономические ожидания со стороны бедных индийцев. С 1991 г. Индия пытается как можно больше открыть свою экономику, ее годовой рост составляет почти 6%. Быстрые экономические преобразования, произошедшие в индийской экономике, вселили надежду в сердца бедных индийцев, которые больше не воспринимают бедность как данность, с которой нужно только смириться.

* Доступное школьное образование. Школы для бедных берут за обучение одного ученика от 1200 до 10 тыс. рупий в год. Предпринимателям удается заработать, даже если плата за обучение в их школе стоит дешевле, чем в Doon School, где родители платят 127 тыс. рупий в год.

Похожие новости:

Те, кто путают "клерикальный" и "клерковский"

Те, кто путают
Нередко компании, занимающиеся подбором персонала, получают примерно такой заказ: "... нам нужен директор по персоналу - до 25 лет, с опытом работы на руководящей должности не менее пяти лет, на $1000 зарплаты". Естественно, что такой заказ, как и любой другой, где путают толкового выпускника (на перспективу) с молодым человеком для руководящей работы, практически невыполним.

МВА на просторах Украины

МВА на просторах Украины
Пока что отечественные дипломы МВА-школ еще не котируются в мире. Однако у наших школ есть одно бесспорное преимущество: учебные программы построены на опыте и реалиях украинского бизнеса.

Горький шоколад для детей

Горький шоколад для детей
Фермер с какаовой плантации ударяет длинной крючковатой палкой по дереву около Оффомпо в южном Кот-д'Ивуаре, после чего почерневшие и высушенные стручки начинают сыпаться к ногам наблюдающей за этим действом толпы. Они разбросаны по всей плантации. Впоследствии они станут одним из основных источников сырья для производства шоколадных плиток, которые на Рождество будут с таким наслаждением съедены

Первым классом в первый класс

Первым классом в первый класс
Хорошее образование для детей стало одной из «фишек» современных обеспеченных родителей. Как правило, они предъявляют высокие требования к уровню детских учебных заведений, все чаще выбирая для своих детей не обыкновенные государственные школы, а специализированные, частные, а также лицеи или гимназии.

General Motors купила у Daewoo автозавод в Индии

General Motors купила у Daewoo автозавод в Индии
General Motors приобрела у обанкротившейся машиностроительной компании Daewoo простаивающий автомобильный завод, расположенный в Индии. В GM планируют использовать это предприятие в качестве плацдарма для выхода на местный рынок малолитражных автомобилей.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить