Украина-Румыния проблемы на границе


25 сентября этого года в Констанце состоялся очередной раунд украинско-румынских переговоров о делимитации границы между двумя государствами. Двадцатая по счету встреча в длинной очереди малопродуктивных, но весьма напряженных контактов чиновников и экспертов министерств иностранных дел, как и следовало ожидать, "не привела к позитивным результатам". От всех предшествующих нынешний раунд отличался не столько результатом и характером переговоров, сколько обстоятельствами их проведения: представители Украины и Румынии встретились впервые после подписания этим летом украинско-румынского Договора о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. В июне стороны поставили точку в вопросе о сухопутном участке границы и таким образом вплотную приблизились к наиболее проблематичному вопросу двухсторонних отношений - разграничению континентального шельфа и делимитации морской границы.

Украина-Румыния: парадоксы добрососедства

Неудобный сосед


Среди стран-соседей Украины, если абстрагироваться от проклятия истории в лице России, наиболее беспокойным и проблемным соседом следует признать Румынию, страну, по бюрократической иронии, считающуюся стратегическим партнером нашего государства. Вопреки расхожему мнению, проблемы в украинско-румынских отношениях вызваны не только вопросом о статусе острова Змеиный, но и целым комплексом противоречий в различных сферах. Причем по необъяснимой логике потерпевшей стороной практически всех осложнений в румынско-украинских отношениях оказывается Украина.
В области экономики к числу наиболее острых проблем следует отнести вопрос о строительстве Румынией Георгиевского канала в дельте Дуная, не только не согласованном с Украиной в нарушение Конвенции об охране и сбалансированном использовании реки Дунай, но и ведущем к обезвоживанию украинских устьев этой реки, а также угрожающем Дунайскому биосферному заповеднику. С проблемой режима судоходства на Дунае связан и вопрос о статусе украинских островов в дельте: в результате обмеления украинского Килийского устья фарватер, по которому принято проводить границу, переместился, оставив на румынской стороне украинские острова, о чем во время официальных встреч представители Бухареста уже несколько раз упоминали, намекая на необходимость "несколько подкорректировать линию границы" и передать острова под юрисдикцию Румынии. Отдельно следует упомянуть проблему Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, завершение строительства которого длительное время затягивается Украиной, и на часть которого претендует Румыния как бывший член Совета Экономической Взаимопомощи, начавшего строительство предприятия. Украина неожиданно активно отстаивает свое право на комбинат, около десяти лет отвергая обвинения в неспособности завершить строительство и одновременно не завершая его.

Порою проблемы возникают абсолютно непредсказуемо и в совершенно неожиданных сферах двухсторонних отношений.
Так, несколько лет назад возникла проблема предоставления Румынией второго гражданства украинцам в приграничных районах. В сфере экологии отношения Киева и Бухареста периодически обостряются вследствие спровоцированных авариями на румынских химических и горно-обогатительных предприятиях экологических катастроф на Тисе, Пруте и Дунае и попыток румынской стороны уйти от моральной и материальной ответственности. Осложняющим фактором несколько раз выступали протесты Украины - государства, обычно мало заботящегося о культурных и языковых правах украинцев, проживающих на этнических землях за рубежом - против ситуации с обеспечением прав 300-тысячного украинского меньшинства на северо-востоке Румынии. Причем, если для Украины внимание к этой деликатной сфере можно считать несколько странным, то для Румынии проблема межнациональных отношений - часть повседневной политики: Бухарест, в связи с неудовлетворительным положением меньшинств, подвергается критике не только со стороны назойливого Совета Европы, но и практически всех соседних стран.

Как видим, Киев и Бухарест испытывают задекларированное партнерство на прочность при каждой возможности и по любому поводу. Однако излюбленной сферой политических маневров двух стран все же следует признать вопрос о границе.
На границе тучи ходят хмуро…
В первые годы независимости Украины давление Бухареста в территориальном вопросе было вполне сопоставимым с проблемой Крыма и Севастополя. В июне 1991 румынский парламент принял декларацию о последствиях пакта Молотова-Риббентропа, санкционировавшего аннексию Советским Союзом Бессарабии и Северной Буковины в 1940 году и потребовал от правительства и президента вернуть в состав Румынии утраченные территории. В том же году территориальные претензии к Украине были подкреплены обращением к государствам, признающим независимость Украины, не распространять свое признание на бывшие румынские округи Герца и Хотын, Северную Буковину и Южную Бессарабию. Таким образом было положено начало тому, что румынская сторона предпочитает рассматривать как территориальный спор, а Украина - как противоречащие общему международному праву и нормативно-правовой базе двухсторонних отношений территориальные претензии Бухареста.

У европейских стран, утомленных многовековыми территориальными конфликтами, агрессивный тон заявлений Румынии в начале девяностых не мог вызвать симпатии, тем более что притязания к Украине явно противоречили положениям документа, окончательно закрепившего территориальный статус-кво в послевоенной Европе - Хельсинского Заключительного Акта 1975 года. Поэтому на некоторое время Бухарест был вынужден ограничить свое стремление к воссозданию Romania Mare и пошел на признание независимости Украины (последним из соседей Киева), в то же время постоянно пытаясь привлечь внимание международного сообщества к существованию "территориальных проблем". В 1994-1995 годах половинчатая позиция Бухареста, формально отказавшегося от претензий, но постоянно напоминающего об их существовании, была подкреплена односторонней денонсацией двух документов, фиксирующих линию границы с Украиной как правопреемника СССР - Протокола к мирному договору с Румынией 1948 года и Договора о режиме границы 1961 года (не вдаваясь в юридические тонкости, можно лишь отметить, что таким образом Румыния отказалась и от части ответственности, вытекающей из ее участия во Второй мировой войне на стороне Германии).

Перспектива скорого вступления в НАТО внесла существенные изменения в позицию Румынии относительно границы с Украиной.
Новый румынский президент Э. Константинеску под давлением США в оперативном порядке принялся устранять препятствие на пути в Североатлантический Альянс - неопределенность отношений с Киевом. Плодом его усилий стал Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества 1997 года, зафиксировавший нерушимость границы, но не определивший ее статуса. С подписания договора началась пятилетняя эпопея с определением линии государственной границы (в румынском варианте) или с определением режима государственной границы (в украинском варианте). Девятнадцать раундов переговоров прошли по единой схеме - представители Румынии предлагали переговоры о линии границы, их украинские визави утверждали, что линия границы уже существует и необходимо лишь урегулировать ее режим. В конце концов в рамках демонстративной встречи президентов в Черновцах в этом году был подписан уже упомянутый договор о режиме границы, подтвердивший позицию Киева.

Остров или скала?

В 1995 году на свет появился дорогой сердцу каждого румынского националиста и украинского чиновника от внешней политики вопрос об острове Змеином. Появление новой конфликтной точки и в без того проблематичных украинско-румынских отношениях было не случайным: проблема существовала и ранее, но вышла на поверхность именно в конце 1995, после денонсации Бухарестом протокола 1948 года, впервые закрепившего принадлежность острова Украине. Вначале румынская сторона ставила под сомнение государственную принадлежность острова, позже ограничивалась официальными протестами против придания 12-мильной зоне вокруг острова статуса территориальных вод Украины и, в конце концов, пришла к современной формулировке проблемы - Змеиный принадлежит Украине, но островом не является. Подобный эвфемизм, хотя и абсурдный с точки зрения естествознания (в Черном море другие скалы, более крупные, не были замечены), имеет, как известно, серьезный международно-правовой подтекст: Конвенция ООН по морскому праву не предусматривает наличия у скал континентального шельфа, а у государств, обладающих ими - права на экономическую зону вокруг этих скал. Следовательно, при подобной постановке вопроса Украина лишается всего находящегося на шельфе Змеиного - всего малоисследованного, но, вне всякого сомнения, весьма необходимого народному хозяйству "молодого независимого государства". В этом контексте вопрос о статусе шельфа вокруг Змеиного приобретает для официального Киева совершенно новое значение.

Украинские чиновники, обычно не столь щепетильные в отношении собственности народа, от имени которого они этой собственностью управляют, проявили неожиданную принципиальность в вопросе статуса острова Змеиный и еще не добытых и труднодоступных залежей нефти и газа, вероятно находящихся на его шельфе. Возможность доказать всем недоброжелателям свою любовь к родине была в полной мере ими использована. Дабы никаких сомнений в том, что Змеиный - остров, не возникало, украинское правительство предусмотрело в бюджете специальную статью расходов на благоустройство острова, возможно даже пожертвовав ради этого нуждами финансирования строительства стратегического нефтепровода из Черного моря в сельскохозяйственные районы Западной Украины. Так на бесплотном островке площадью всего 17 гектаров появились признаки жизни, со временем приобретшей вполне цивилизованный характер, и даже - о чудо - деревья. Когда же на острове обнаружили воду, это было воспринято как национальный праздник.

Решительность действий Украины на острове Змеином не останавливает Румынию.

Официальный Бухарест продолжает настаивать, что Змеиный - скала, не имеющая шельфа. Не стал исключением и последний раунд переговоров о делимитации государственной границы. Представители Румынии не изменили своей позиции в отношении статуса континентального шельфа, хотя, по непроверенной информации, и пытались установить возможные пределы экономической зоны Украины в случае признания Змеиного островом. Интересы Румынии совершенно понятны и не следует искать в них сверхмеркантильных мотивов и посягательств на исконно украинские нефть и газ. Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что в случае распространения на шельф юрисдикции Украины Румыния лишится экономического доступа к водам и шельфу, размещенным в непосредственной близости от ее побережья, к тому же, удаленным от материковой части Украины. Поэтому не исключено, что Международный Суд, к помощи которого угрожают прибегнуть оба государства, обратит внимание на особенности географии и примет решение не согласно принципу равного разделения шельфа, а по соображениям справедливости. А значит, Украине использование Суда как крайнего средства может оказаться невыгодным.

Последствия


Рассматривая территориальные проблемы в отношениях с Румынией, украинские политики и обозреватели всегда пытаются подчеркнуть тот факт, что желание вступить в НАТО вынужденно толкает Румынию на уступки Украине, поскольку, как известно, эта военно-политическая организация не может принять в качестве члена страну, имеющую территориальные споры с соседями. На первый взгляд эта мысль довольно рациональна: Бухарест последовательно ограничивает свои аппетиты в отношении Украины (от требований возвращения к статус-кво на 1940 год Румыния плавно перешла к претензиям на отдельные незначительные части украинской территории, а в последние несколько месяцев спор сводится лишь к статусу острова Змеиный и прилегающего шельфа). Однако, при более тщательном рассмотрении ситуации оказывается, что выжидательная позиция Украины не всегда идет ей на пользу, поскольку рано или поздно у международного сообщества может возникнуть впечатление, что уклонение Киева от поиска компромиссов в территориальном вопросе с Бухарестом есть ничто иное, как особая форма политического давления (если это и в самом деле не так).
Уверенность в том, что без "разрешения" Украины Румынии не быть в НАТО, опасна и даже вредна.

Вариант, при котором Бухарест будет принят в Североатлантический Альянс и без решения спорных вопросов границ, серьезно не рассматривается, а ведь он становится все более и более реальным, в особенности после подписания договора о режиме сухопутной границы. В современном мире неурегулированность вопроса о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон не есть чем-то из ряда вон выходящим и зачастую не воспринимается как территориальная проблема (проблемы такого рода существуют и между отдельными странами-участницами НАТО). То есть, при наличии политической воли Альянса или даже некоторых из его наиболее влиятельных членов вопрос о вступлении Румынии легко решаем, особенно если учесть активную позицию Бухареста в вопросе Ирака и борьбы с терроризмом. Кроме того, Украина часто упускает из виду, что членство в НАТО для внешней политики Румынии есть не только целью, но и средством, в том числе, возможного давления на Украину в вопросе о делимитации шельфа и экономических зон.

Несмотря на оптимизм Румынии, следует признать, что, независимо от решения вопроса о членстве в НАТО, ее шансы попасть в Объединенную Европу довольно призрачны. А значит, Украина и Румыния обречены жить по одну сторону границы Европы и волей-неволей будут вынуждены решить проблемы двухсторонних отношений. Чем раньше это случится, тем лучше, поскольку в современном мире претендентов на роль миротворца становится все больше и вряд ли решение, навязанное третьей стороной, окажется выгодным для Киева и Бухареста.

Похожие новости:

Украинцы в Женеве

Украинцы в Женеве
Александр Чубатенко, - народный депутат Украины, член Комитета по вопросам науки и образования, председатель депутатского объединения "Нове СуспЁльство"

Сергей Толстов: Итоги недели: мировая политика

Сергей Толстов: Итоги недели: мировая политика
С. Толстов – Из существенных политических событий необходимо выделить подписание Римской декларации. Подписание договора между Россией и НАТО в общем-то неожиданностью не стало, все это было анонсировано заранее. В итоге был подписан документ в формате решающего голоса России в общеполитических вопросах, касающихся европейской и международной безопасности.

Вадим Гречанинов: Дискредитация Кучмы продолжится, пока он не перестанет совершать глупости

Вадим Гречанинов: Дискредитация Кучмы продолжится, пока он не перестанет совершать глупости
Весь вчерашний день обсуждалось американо-британское заключение по поводу расследования в отношении причастности Украины к продаже «Кольчуг» Ираку. Ближе к вечеру стало известно: эксперты не удовлетворены доказательствами Киева. Мы пытаемся выяснить, что изменится в отношениях Украины и Запада?

Елена Стойко (мировая политика).

Елена Стойко (мировая политика).
Е.Стойко - Пражский саммит НАТО войдет в историю благодаря состоявшемуся на нем самому крупному за всю историю его существования расширению. Вряд ли кто-либо в 1955 году, когда была создан советский противовес НАТО – Организация Варшавского договора (ОВД) мог предположить, что спустя почти полвека его члены войдут в Североатлантический альянс. Тем не менее, к маю 2003 года Латвия, Литва, Эстония,

Туристический рынок Украины

Туристический рынок Украины
В 2008 году Украину посетило на четверть больше туристов, чем в 2007-м - почти 29 млн. человек. Больше всего гостей было из России, Белоруссии, Молдовы, Польши, Венгрии, Германии, Румынии и Словакии. По данным международной компании Deloitte, сейчас Украина находится на 22-м месте в Европе по количеству въездных туристов.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить