Сверх ожиданий


История с утверждением премьера, а также нового правительства, первые заявления новоиспеченных высших государственных чиновников доказывают, что действительность гораздо ярче и смелее всяческих прогнозов. Месяц назад «ДН» спрашивала у экспертов, чем должно в первую очередь заняться новое правительство? Какие сигналы оно должно дать обществу? По прошествии менее чем недели функционирования правительства можно утверждать: действия, или скорее пока заявления оказались на порядок смелее самых смелых прогнозов и предположений.

Напомним, эксперты советовали разобраться с госбюджетом, навести порядок в финансах, госсобственности, сократить госаппарат, демонополизировать рынки, установить контроль и сделать более прозрачной деятельность естественных монополий, заняться регулированием ценообразования (но не так, как правительство Виктора Януковича), разобраться с СЭЗами и ТПРами, и льготами как таковыми, определиться с приоритетами во внешнеэкономических отношениях. Уже через несколько дней после начала работы правительства его представители так или иначе высказались по всем вышеперечисленным пунктам. Иногда даже резче, чем ожидалось. Интересно, что еще месяц назад о необходимости борьбы с коррупцией эксперты говорили как-то стесняясь и среди прочего. В действительности же, пока на уровне заявлений, но все наоборот. Именно борьба с коррупцией стала основным приоритетом работы новой власти.

И если новая власть почти молниеносно озвучила все то, на что обращали внимание эксперты, то ушедшая власть, в отличие от прогнозов экспертов, абсолютно не оправдала общественных ожиданий. Уже после инаугурации президента, а тем более в ходе назначения Юлии Тимошенко, выяснилось, что в Украине оппозиции как таковой нет. Вчерашние принципиальные и злейшие оппоненты Виктора Ющенко и команды его сторонников даже не рискнули стать конструктивными оппонентами, а просто влились в лагерь почитателей. Причина почти анекдотической мимикрии — не суть этого материала. Проблема в другом: отсутствие оппозиции, а значит и контроля за властью — это плохо. Однако рост самосознания нации, возможно, активизирует установление гражданского контроля за властью, если политических оппозиционеров в Украине (разве что среди самих победителей) так и не обозначилось. В конце концов, у нас есть Майдан.

Отсутствие сформированной политической оппозиции, а также привычка читать, но не анализировать программные документы, не дало нам возможности услышать профессиональную дискуссию по поводу программы правительства Юлии Тимошенко. Критику вызвало только отсутствие привычных цифр в тексте. Задекларированные в документе подходы и приоритеты в работе будущего правительства депутаты почти не комментировали. Хотя, кстати, программа премьера Виктора Ющенко была схожа с программой Юлии Тимошенко и стала действительным программным документом Кабинета министров. Так или иначе, но последняя правительственная Программа — не что иное, как логическое продолжение и развитие предвыборной программы президента. Последняя, ставшая основой программы Юлии Тимошенко, была составлена на основе ряда социсследований, то есть выяснения, что же действительно волнует украинское общество. Спрос предопределил предложение. А предложение в основном касается социальной политики и обязательств государства перед общественностью. Программа понравиться небогатым, интересы же богатых в ней учтены гораздо в меньшей степени. Очевидно поэтому документ выглядит довольно декларативным, и, как выразился один из наших экспертов, «по таким программам отчет теряет смысл».

Тем не менее «ДН» попросила экспертов проанализировать содержательную часть программы правительства. Кратко, их комментарии таковы:

Существует опасность того, что граждане не ощутят взаимосвязи между социальной направленностью бюджета и залогом такой направленности — достижением стабильного экономического роста.

Ирина Акимова, главный технический советник ПРООН: (комментарий не отображает позицию организации, которую представляет г-жа Акимова)

«Это, безусловно, программа прорыночных реформ. При этом элемент прорыночности значительно более весомый по сравнению с прошлыми программами. Я бы отметила ярко выраженную социальную ориентацию программы, в которой все рассматривается с точки зрения потенциальной реализации прав и свобод человека в самом широком плане (духовные, экономические и пр.).

В целом, Программа «пронизана» новой концепцией отношений человека и государства, при этом государство рассматривается как инструмент реализации человека, личности. Но как раз акцентирование внимания на этом фокусе может быть истолковано неправильно. Действительно, с одной стороны, государство должно создавать условия для соблюдения прав и свобод человека и обеспечивать необходимую помощь тем, кто в ней нуждается (реформа пенсионного обеспечения, здравоохранения). С другой стороны, новые взаимоотношения между человеком и государством предполагают ответственность не только государства перед человеком, но и наоборот — человека перед государством и перед самим собой. Если государство обеспечивает свободу предпринимательской деятельности, это означает, что человек должен брать на себя большую ответственность за себя и свою семью в плане материального обеспечения.

Социальная направленность — очень хороша и вне критики. Но существует опасность того, что граждане не ощутят взаимосвязи между социальной направленностью бюджета и залогом такой направленности — достижением стабильного экономического роста. Я бы рекомендовала правительству прямо и с самого начала, возможно, в преамбуле, указать: если мы не сможем добиться стабильного роста, то ни о какой социальной направленности речи быть не может. Ведь стабильность роста еще не достигнута, риски его нестабильности до сих пор существуют и они довольно серьезные.

Задача экономического роста, производства материальных ресурсов должна быть на первом месте, ведь производство стоит впереди распределения. А в программе гораздо больше внимания уделяется именно вопросам прозрачности распределения, в то время как задача производства ресурсов если не второстепенна, то, как минимум, упоминается гораздо реже. Еще одна проблема — наряду с прозрачностью управления, распределения, принятия управленческих решений, упущен очень важный аспект — простота административных и регуляторных процедур и их стабильность. Но как бы мы ни совершенствовали регуляторные процедуры и процедуры перераспределения бюджетных средств с точки зрения их прозрачности, если сами правила игры меняются, то экономические игроки будут с трудом к ним приспосабливаться, и это создаст почву для коррупции. Чем проще правила, чем реже они меняются, тем меньше поводов для коррупции.

Меня смущает и ряд упущенных, не упомянутых вовсе или недостаточно обозначенных проблем: реприватизация, территориальная реформа, упоминание одновременно и протекционистской политики в отношении национального производителя и эффективной конкурентной политики.

Программа в том виде, в котором она есть сейчас, — это скорее стратегия на средне- и долгосрочную перспективу. Поэтому она «заиграет» только в том случае, если правительство четко определит, какого рода цели перед собой ставит КМУ в краткосрочной, средне- и долгосрочной перспективе. То есть Программа должна быть подкреплена более детальным документом, который обозначит не только какие именно шаги будут предприняты, но и их последовательность».

В числе тех, кто писал программу, специалистов по приватизации не было

Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций:

«Программу правительства можно кратко обозначить как «позиция», это Программа европейского образца. Она не отвечает на вопрос, что мы будем строить и в какие сроки. Но она позволяет получить ответ на вопрос, что получит народ, Украина, гражданин от деятельности этого правительства. Естественно, написанная Программа требует детализации. И, очевидно, она последует через некоторое время, наверное, месяца через полтора.

Раздел «приватизация» — не самая сильная глава в программе. Предположу, что в числе тех, кто писал программу, специалистов по приватизации не было. К примеру, в программе есть пункт об оптимизации размеров сектора государственной экономики. Не думаю, что это первоочередная задача правительства, это ложный ориентир. Определить оптимальные размеры государственной собственности — совершенно неактуально. Эти показатели определяются в результате развития мировой экономической системы, отечественной экономики и прочих факторов.

В целом, то, что написано в программе о приватизации, могло быть написано и год и два назад. Ничего нового правительство общественности не сообщило, это просто констатация старых проблем. Эти больные места можно дополнить еще как минимум 10 пунктами. А вот каковы подходы к решению вопросов, как раз не указано. При этом перечисленные цели — как-то недопущение теневой приватизации — не являются только экономическими, они проистекают из общего оздоровления экономики. Многие из них могут быть достигнуты только при условии успешной борьбы с коррупцией, эффективного менеджмента и пр. То есть достижение этих целей является следствием решения задач общего порядка.

В то же время я не нашел в документе ни идеологии, ни определенных подходов, ни технологий приватизации. Возможно, отработка идеологии процесса приватизации еще впереди. В марте будет утвержден новый глава Фонда госимущества и мораторий будет снят. Недостаточное упоминание приватизации не означает, что она будет приостановлена».

Правительству следовало бы начать с энергосбережения

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра Разумкова: «Анализ энергетической составляющей программы правительства Украины позволяет сделать следующие общие выводы. Во-первых, не стоит требовать от энергетического подраздела программы, составленной в течение нескольких недель, системности и наличия плана первоочередных задач по каждой подотрасли ТЭК. Это пока только общие лозунги и намерения, что, в принципе, допустимо.

Во-вторых, в энергетической подпрограмме прослеживаются следующие приоритеты: техническое обновление и модернизация энергетических предприятий; диверсификация источников поступления энергоресурсов; увеличение добычи собственных энергоресурсов и энергосбережение. Это достойные ориентиры для развития как национального, так и любого другого ТЭК стран СНГ или Центральной и Восточной Европы. Однако следовало бы ранжировать и начать их реализацию в обратной последовательности, т.е. с энергосбережения, как наиболее важной и реальной составляющей. Вопросы значительного увеличения объемов добычи и тем более диверсификации источников энергоресурсов в большей мере зависят от наличия ресурсов (сырьевых и финансовых) и требуют длительного времени.

В-третьих, к сожалению, в энергетическом разделе программы отсутствует упоминание о какой-либо стране-партнере Украины в сфере ТЭК — это вызывает удивление. Какими бы ни были отношения между нашими странами (надеюсь, они будут прекрасными), Россия и впредь останется для Украины на много десятилетий основным поставщиком энергоресурсов. Также можно было бы выделить несколько других перспективных партнеров, к примеру, Казахстан и др.

В-четвертых, отсутствует «стержень» энергетической подпрограммы, на который должны «нанизываться» основные мероприятия. Таким «стержнем» должно было бы стать, по моему мнению, создание рыночных условий и эффективных энергорынков в ТЭК.

Можно сделать также и ряд более конкретных замечаний по намеченным к реализации мероприятиям. Первое, фраза о диверсификации («диверсификацию источников поставок нефти и газа, и ядерного топлива путем получения прямого доступа к их источникам и средства транспортировки») не выдерживает критики, поскольку неправильно построена. Если отбросить «прямой доступ к источникам ядерной топлива и средств транспортировки» (это — абсурд), то тогда остается диверсификация источников поставок нефти и газа. Действительно, было бы важным начать добычу нефти и газа в России, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, а также получить доступ к их транспортным системам. Это программа-максимум. Однако на практике это будет крайне трудной задачей — в Украине отсутствуют сотни миллионов долларов потенциальных инвестиций, государства СНГ жестко ограничивают доступ к своим транспортным системам. Более того, например, «Газпром» задекларирован Россией как единственный поставщик газа заграницу, т.е. исключаются даже российские независимые поставщики газа; Казахстан имеет проблемы с транспортировкой нефти в направлении Украины через российские нефтепроводы. Таким образом, было бы правильнее наметить несколько конкретных диверсификационных проектов вместо общих, трудновыполнимых деклараций.

Второе, вызывает беспокойство отсутствие упоминания о коксующемся угле в планах правительства по созданию рынка угля (декларируется создание рынка только энергетического угля). Надеюсь, это просто недоразумение, и правительство создаст рынок для продажи всей угольной продукции. Хотя часть угольных предприятий, добывающих коксующиеся угли, приватизирована, однако большинство из них получает дотации от государства, которое имеет все возможности и рычаги влияния на эти предприятия для вовлечения их в рыночные условия работы.

В целом, безусловно, энергетическая подпрограмма правительства требует доработки и развития, отдельные вопросы должны быть очерчены новым министром топлива и энергетики, и реализовываться при помощи усилий всего правительства Украины».

Правительству придется вести свою паству твердой рукой

Сергей Наливка, директор аналитического агентства Agriculture: «Надеюсь, что уже в скором времени появиться более обширный план действий правительства в сфере АПК. Пока это только декларация, и то, что написано в программе, сводиться к следующему: как сделать жизнь на селе более благополучной. По сути, аграрный блок программы списан из нормативных документов ВТО. Но мне бы все-таки хотелось узнать, как государство планирует развивать аграрный бизнес.

Какими будут приоритеты правительства в аграрной области можно прочесть только между строк. Точнее, не в аграрном разделе, а в разделе «промышленно-инвестиционная политика». Там написано, что приоритетными становятся те отрасли, развитие которых перспективно в рамках международного разделения труда.

Зная стиль работы нашего премьера, могу предположить, что реформирование села будет «добровольно-принудительным». И это хорошо, в силу того, что украинское село очень консервативно. Но его реформирование, тем более в связи с грядущим вступлением в ВТО и гигантским риском банкротства для большинства украинских сельхозпроизводителей, вынудит правительство «вести паству твердой рукой».

Тем не менее я бы все-таки сделал акцент в программе на информатизацию села. Сегодня эта задача наиболее актуальна во всех странах, где аграрный бизнес является одним из ведущих».

В Украине должна произойти реформа правопонимания

Алексей Кот, юридическая фирма «Салком»: «Хочется надеяться, что и борьба с коррупцией, и пресловутая реприватизация будут осуществляться исключительно в соответствии с законом и общепризнанными принципами права. Едва ли новоиспеченная «оппозиция» простит власти какие бы то ни было действия, основанные исключительно на принципах революционной целесообразности — время таких решений прошло. Не воспримут этого и европейские сторонники президента Виктора Ющенко. Следует отметить задекларированную правительством готовность завершить позитивные изменения и реформы, которые были инициированы предыдущими составами Кабмина. В этом контексте правительство заявляет о готовности активизировать проведение судебной реформы, построение в Украине судебной системы с широким использованием принципов территориальности и специализации судопроизводства. Впервые на уровне правительства затронут вопрос о целесообразности существования военных судов.

Однако в рамках судебной реформы нужно скорее идти не по пути структурной реформы, а стремиться к созданию внешних условий для развития судебной системы в этом направлении (надлежащие финансовое обеспечение деятельности судов и социальная защита самых судей). Но самое главное — в Украине должна произойти реформа правопонимания. Правопонимания и применения тех норм, которые уже сегодня существует в законодательстве, но в силу ряда объективных и субъективных причин не выполняются. Как правило, если в законе не установлена санкция за неисполнение предписания, это совсем не значит, что эту норму можно не исполнять.

Не менее важно, чтобы направления деятельности Кабмина, закрепленные в программе, не остались пустыми декларациями. Правительство, по сути, взяло на себя повышенные обязательства. А, как говорили древние римляне: «Pacta sunt servanda» — «Обязательства нужно исполнять». Если же правительство отступит от этого принципа, можно будет с уверенностью утверждать, что накануне парламентских выборов Кабинет министров, а значит и вся президентская команда, окажутся политическими банкротами».

Похожие новости:

Реформы в Украине должны быть быстрыми и решительными

Реформы в Украине должны быть быстрыми и решительными
Демократическая революция в Украине закончилась убедительной победой Виктора Ющенко. Однако медовый месяц президента Ющенко будет коротким. Современная Украина — разъедаемое коррупцией государство, в котором созданы все условия для обогащения горстки привилегированных бизнесменов и чиновников. В распоряжении нового президента совсем немного времени для того, чтобы положить конец их доминирующему

Приватизация как подводный камень «оранжевой революции»

Приватизация как подводный камень «оранжевой революции»
С начала 2004 года в Украине развивается (на фоне реального улучшения экономической и социальной ситуации) перманентный политический кризис. Течение этого кризиса осложнено множеством других факторов (в частности, геополитических). Но первопричина его — все же распределение и перераспределение собственности.

Формула новой власти

Формула новой власти
Прошедшие выборы внесли в политическую жизнь Украины почти критическую массу неопределенности. Но если в случае с кандидатурой Виктора Януковича еще накануне выборов было предельно ясно, что президентом Украины ему не стать, то с определением состава нового правительства вопрос упирается не столько в персоналии, сколько в отсутствие принципа его формирования и приоритетов функционирования. Ведь

Промежуточная победа

Промежуточная победа
С увольнением Сергея Ермилова с должности министра топлива и энергетики Украины был положен конец очередной мощной волне противостояния двух лоббистских групп, борющихся за влияние в украинском ТЭК. Но этот шаг - в любом случае болезненный для близкой г-ну Ермилову донецкой финансово-промышленной группы - отнюдь не стал последней жертвой: противостояние вокруг топливо-энергетического комплекса

Игра на опережение

Игра на опережение
Верховная Рада планирует рассмотреть отчет правительства о работе за год. Традиционная процедура является серьезным поводом для размышлений о возможной судьбе Кабмина: ведь если народные депутаты не утвердят отчет, правительство будет вынуждено автоматически уйти в отставку.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить