» » Организация объединенных наций в разделенном мире

Организация объединенных наций в разделенном мире


Марк Тернер (Mark Turner)

26 июня 1945 г. лидеры 50 стран мира собрались в Сан-Франциско для подписания документа мирового значения. После нескольких месяцев сложных переговоров появилась хартия ООН. И хотя еще продолжалась Вторая мировая война, документ призывал страны уберечь последующие поколения от ужасов войны.

Хартией предусматривался новый мировой порядок, основывающийся на принципе неприменения вооруженных сил, которые должны лишь защищать общие интересы или использоваться для самозащиты. Для обеспечения этих принципов был создан ряд институтов, включая Совет безопасности и Генеральную Ассамблею.

Тогда президент США Гарри Трумэн был уверен в значительности произошедшего. Он назвал это великим днем в истории человечества и отметил, что монополии на силу не должно быть: «Это цена, которую каждая нация должна заплатить за мир во всем мире».

Но еще тогда в его речи были и пророческие слова: «Это не совершенный инструмент… Изменения в мировом сообществе будут требовать пересмотра взглядов на мир, но ни в коем случае не на войну».

Прошло 60 лет и, по мнению многих, «пересмотр» должен был произойти уже давно. В США, на которые приходится 1/5 бюджета ООН, критикуют Совет безопасности ООН за то, что тот не поддержал войну в Ираке, и до сих пор недовольны тем, что ООН не может выработать единой линии поведения.

С появлением угроз терроризма и применения ядерного оружия у Вашингтона появился лучший вариант установления стабильности с помощью коалиции друзей-единомышленников, которая не требует компромиссов, практикуемых в ООН.

Уже в течение нескольких месяцев американские сенаторы и конгрессмены обвиняют ООН в ненадлежащем курировании многомиллиардной программы для Ирака «нефть в обмен на продовольствие», а правые сторонники призывают к отставке генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Калифорнийская консервативная группа «Движение Америки вперед» («Move America Forward») инициировала медиа-кампанию под слоганом «Прочь ООН из США».

Для ООН это нелегкие времена. По мнению английского историка Найлла Фергюсона (Niall Ferguson), написавшего книгу «Гигант: цена американской империи» (Colossus: The Price of America’s Empire), если конфликт между США и ООН усилится, то последняя просто прекратит свое существование.

Критикуют не только США. Противники войны в Ираке возмущены тем, что ООН не смогла ее остановить. Многие государства считают ООН клубом «привилегированных» богатых стран, которым безразличны их проблемы. Активисты движения по защите прав человека потрясены неспособностью ООН остановить массовые убийства в суданском регионе Дарфур.

В сентябре прошлого года г-н Аннан, понимая накаленность ситуации в организации, начал действовать. «3 года назад на Саммите тысячелетия мы разделяли взгляды о международной солидарности и всеобщей безопасности, — сказал он, выступая перед собранием Генеральной Ассамблеи. — Но последние события ставят такую позицию под сомнение».

Возможно, этот момент не менее важен, чем произошедшее в 1945 г. В сущности, вопрос возникает один: может ли ООН доказать перед нациями свою легитимность и эффективность в установлении мира на Земле?

Для ответа г-ном Аннаном был назначен совет ветеранов-политиков и дипломатов со всего мира в составе 16 человек, включая бывшего премьер-министра России Евгения Примакова, бывшего советника по национальной безопасности в США Брента Скаукрофта (Brent Scowcroft) и бывшего посла Великобритании в ООН Дэвида Ханнея (David Hannay). Комитет должен был определить крупнейшие угрозы для человечества, рассмотреть коллективные меры против этих угроз и дать рекомендации по тому, как должна быть реформирована ООН, чтобы обеспечить эти меры. Отчет, продукт их размышлений, опубликован 25 ноября. Его суть и то, как его воспримут, определят положение ООН как организации на многие годы.

На момент создания ООН основной конфликт возникал между сильными государствами-членами и их союзниками. Ситуация остается актуальной и сегодня, но с фокусом на новой проблеме — на увеличении числа стран, которые становятся очагами распространения болезней, предоставляют убежище для террористических групп и поощряют распространение оружия массового поражения.

Мало кто верит в то, что современные международные институты, в том числе и ООН, имеют достаточно полномочий для решения этой проблемы. «Почти все наши институты созданы для общества, которого больше нет», — говорит г-н Скаукрофт. Историки добавляют, что на протяжении всего своего существования ООН была одним из наименее эффективных из мировых институтов. Например, во время холодной войны противостояние суперсилы ставило в тупик любое действие со стороны организации.

После падения Берлинской стены появилась надежда, что ООН наконец-то сможет выполнять изначально возложенные на нее функции. Совет безопасности осудил нападение Саддама Хусейна на Кувейт в 1990 г. После этого миссии ООН стали появляться во всем мире.

Однако война в Ираке рассеяла иллюзии о новом статусе организации после холодной войны и подчеркнула слабые стороны организации. Мнения Совета безопасности о вторжении разделились, а попытки привлечь ООН к реконструкции страны были прерваны бомбардировкой штаб-квартиры организации в Багдаде, в ходе которой были убиты 22 человека, включая главу иракской миссии.

Неспособность или нежелание ООН остановить ежедневные убийства в Дарфуре, которые США считают геноцидом, ограниченность мер по пресечению финансирования терроризма и незаконной торговли оружием усилили скептические настроения международного сообщества относительно эффективности организации.

Не удивительно, что руководство ООН, занимающее 38 этаж штаб-квартиры на Манхэттене, переживает по поводу того, что терпение его крупнейшего спонсора подходит к концу. «Все подавлены тем, что мы движемся в неверном направлении», — признался советник г-на Аннана Эдвард Мортимер (Edward Mortimer). Отчет ООН должен определить источники мировых угроз для безопасности в самом широком их смысле, — не только такие безоговорочные, как терроризм, создание ядерного и биологического оружия, но и болезни, бедность и изменение климата. Это легкая задача. Сложнее будет найти пути устранения этих угроз.

В число предлагаемых решений входят: определение понятия терроризма, от чего ООН уклонялась все эти годы; пересмотр программы борьбы против создания ядерного оружия; выделение $10 млрд. на борьбу со СПИДом (значительно больше, чем существующие отчисления); и завершение «раунда развития» торговых переговоров в Дохе к 2006 г., направленного на борьбу с бедностью в развивающихся странах.

Комитет также предлагает четко определить позицию ООН относительно участия армии, в частности по поводу военной интервенции. Комитет поддерживает идею Канады о том, что мир «обязан защищать» своих граждан, права которых нарушает правительство. Но эта идея не включает право на самозащиту, которая, как записано в хартии ООН, является упреждающим действием против потенциальных нападающих, — согласие ООН все равно будет необходимо.

В целом, отчет не направлен на ограничение власти США. Многие американские политики призывали к большему самоутверждению «сообщества демократий» в целях создания более эффективного правительства. В отчете также говорится, что многие международные организации, а не только ООН, должны совместными усилиями бороться с угрозами, нависшими над миром.

И хотя в отчете есть определенные уступки американской точке зрения, основной его тезис заключается в том, что только согласие всех наций мира (то есть только согласие ООН) в конечном итоге имеет законную власть и право на консолидацию стран мира для преодоления крупнейших глобальных угроз.

В таком случае, какие должны быть проведены реформы, чтобы ООН могла выполнять эти функции? По утверждению профессора права Нью-Йоркского университета Тома Франка (Tom Franck), очень важно понять, что ООН представлена в двух видах. Первый — это зал заседаний, где собираются представители государств и обсуждают свои проблемы. Когда они согласовывают пути решения той или иной проблемы, мир объединяется и предпринимает «законные» действия. Если согласия нет, то никаких действий и не происходит.

Второй — ООН как корпус сотрудников организации во главе с г-ном Аннаном, обязанность которого состоит в выполнении задач, поставленных государствами, или в содействии организации тех, кто будет заниматься их непосредственным выполнением, — корпуса мира или учреждений помощи.

Таким образом, ООН нужно ответить на 2 вопроса. Во-первых, какой должна быть более эффективная организация «зала заседаний»? И во-вторых, как реформировать второй бюрократический вид организации, чтобы он эффективно выполнял поручения зала заседаний? Вопрос о зале заседаний поднимает вопрос о расширении Совета безопасности. Основной законодательный орган ООН должен лучше представлять современный мир, чтобы заручиться его большей поддержкой.

Но в этом отношении отчет будет, скорее всего, более прагматичным, чем новаторским. В нем нет четких рекомендаций, и предлагается 2 варианта. Сейчас в Совет входят 15 членов, 5 из которых — на постоянной основе и с правом вето (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай). Согласно одному из вариантов, предлагается создать 6 новых постоянных мест (скорее всего, Япония, Германия, Бразилия, Индия, Египет и Нигерия или Южная Африка) и 4 новых на условиях чередования. У новых постоянных членов права вето не будет.

В качестве альтернативы предлагается ввести категорию «полупостоянных» мест со сроком на 5 лет. С этим категорически не согласны те, кто рассчитывают на постоянное место. Но пока еще не ясно, насколько удачливей они окажутся по сравнению со своими региональными конкурентами. Кроме того, в прошлом США не очень активно поддерживали идею расширения Совета безопасности.

Что касается реформирования бюрократии ООН, есть только одно предложение о создании новой Комиссии по созданию мира. В нее будут входить агентства ООН, страны-члены и международные финансовые институты. По мнению некоторых, это в определенной степени возрождение Совета ООН по опеке, который сейчас уже не функционирует. В его задачи входило содействие новым странам в самоуправлении. Цель нового органа — формирование более координированного подхода к предупреждению конфликтов, созданию институтов, установлению справедливости и продвижению верховенства закона. «В этой сфере ООН всегда отставала, — считает один высокопоставленный служащий ООН. — Эти направления требуют нового уровня организации и обеспечения».

Но насколько создание этой комиссии будет способствовать повышению профессионализма служащих, работающих в секретариате ООН и других отделах организации, — это вопрос уже другой. Дипломаты говорят, что попытки привлечь в систему более квалифицированных людей или уволить некомпетентных или коррумпированных, постоянно тормозятся на политическом уровне. Некоторые считают, что вся система ООН по своей сути не способна на реформы.

С 25 ноября, когда был обнародован отчет, началась реальная работа. Члены комитета должны убедить свои правительства, что преимущества реформ в конечном счете перевесят их стоимость. В марте 2005 г. г-н Аннан обнародует собственный отчет для Генеральной Ассамблеи, а на саммите в сентябре будут приняты окончательные решения ООН.

Для того, чтобы все сработало, нужно согласовать позиции богатых и бедных стран, то есть вопросы безопасности и меры по развитию. Задача не из легких. Пессимисты напоминают о неудачных попытках в прошлом.

Представители ООН считают, что не следует недооценивать значение происходящего. Поверят ли страны, и в первую очередь США, что ООН является инструментом решения их проблем, и пойдут ли они на компромисс, необходимый для проведения реформы?

Похожие новости:

Украинцы в Женеве

Украинцы в Женеве
Александр Чубатенко, - народный депутат Украины, член Комитета по вопросам науки и образования, председатель депутатского объединения "Нове СуспЁльство"

Владимир Фесенко: ООН ничего нового к отчету американских и британских экспертов не добавит

Владимир Фесенко: ООН ничего нового к отчету американских и британских экспертов не добавит
Сегодня Комитет по вопросам санкций в отношении Ирака в Совете безопасности ООН рассмотрит вопрос обвинений руководства Украины в нелегальной продаже радарных установок Ираку. Ранее Украина в лице главы МИД Анатолия Зленко активно поддержала рассмотрение. В то же время Госдеп США выступил против.

Помощь должна оставаться лишь помощью

Помощь должна оставаться лишь помощью
Частная помощь, поступающая со всего мира пострадавшим от цунами в Индийском океане, поражает своими масштабами и согревает сердце одновременно. Никогда раньше глобальная катастрофа не задевала чувства такого количества людей, и никогда их участие не было таким сердечным. На некоторое время даже показалось, что произошедшая трагедия объединила мир после его 2-летнего раскола из-за войны в Ираке.

Хрупкий мир отколовшейся провинции

Хрупкий мир отколовшейся провинции
Министр иностранных дел Сербии и Черногории Вук Драшкович (Vuk Draskovic) занимает самый шикарный кабинет в своем министерстве. За его огромным столом — полусферическая ниша с большими окнами, выходящими на один из самых оживленных проспектов Белграда. Из них открывается великолепный вид, но г-н Драшкович не поднимает штор, поскольку напротив покоятся руины бывшего штаба югославской армии —

ООН создает Международную налоговую организацию

ООН создает Международную налоговую организацию
Организация Объединенных Наций планирует создать Международную налоговую организацию (MHO) по образу и подобию ОЭСР. Как говорят официальные лица, цель новой организации — эффективная борьба с налоговыми злоупотреблениями трансконтинентальных компаний.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить