» » Где брать деньги на выборы, или Стало ли сложнее обойти закон?

Где брать деньги на выборы, или Стало ли сложнее обойти закон?


Ограничения влияния "денежных мешков" - одна из важнейших проблем избирательного законодательства во всех демократических странах. Все ее пытаются решить, но не у всех получается. В Украине пока что больше говорят о таких ограничениях, чем делают что-то в этом направлении.

Внимание законодателей к проблеме растет, по крайней мере, если судить по количеству страниц в Законе Украины "О выборах народных депутатов". В первой редакции этого закона (1993 г.) финансированию избирательной кампании посвящена всего лишь одна статья в разделе "Предвыборная агитация". Во второй редакции (1997) мы уже находим целую главу "Финансирование избирательной кампании". В последней редакции закона (2001 г.), по которому будут проводиться предстоящие выборы, её объём возрос почти вдвое. Означает ли количественный рост также и улучшение качества? Лучше ли мы застрахованы от всевластия денег сейчас, чем четыре или восемь лет назад?

В законе 1993 года вопрос о финансировании рассматривается только в общих чертах. В результате на целый ряд вопросов в законе найти ответы было невозможно. Вот только немногие из этих вопросов. Кто конкретно распоряжается бюджетными деньгами, выделенными на избирательную кампанию? Каков механизм распределения этих средств? Каков механизм начисления в избирательный фонд? Может ли кандидат использовать для своей предвыборной кампании средства не из фонда? Как быть с деньгами, которые поступают в фонд от лиц, не имеющих права делать эти вклады? Куда идут эти деньги? Можно ли их использовать на что-либо, кроме избирательной кампании? Какова их судьба, если они не будут использованы в ходе избирательной кампании? И, наконец, абсолютно не ясен механизм контроля за ними. Поэтому, несмотря на формально жесткие ограничения избирательного фонда в 20 необлагаемых минимумов (сумма для такого мероприятия как избирательная кампания просто смешная), возможности для манипуляций были просто неограничены, в том числе и с бюджетными средствами.

Часть этих недостатков была исправлена во втором законе, по которому проходили выборы в 1998 году. В частности, определено, что распоряжается бюджетными деньгами Центральная избирательная комиссия в соответствии с кошторисом. Впрочем, конкретные обязанности её и окружных и участковых избирательных комиссий так и остались не определенными. О том, что избирательные комиссии низших уровней играют какую-либо роль в процессе финансирования, вообще не упоминалось. Предусматривалось, что деньги, которые поступили в фонд от лица, не имеющего права этого делать, или от анонимного лица, должны быть зачислены в государственный бюджет. В соответствии с законом, все расчеты должны проводиться только на безналичной основе. Правда, остаётся неясным, что означает ограничение размеров фонда: ведь деньги на счет фонда то приходят от жертвователей, то уходят на нужды избирательной кампании. Предельная сумма фонда - это сумма, которая может находиться на счете в определенный момент, или большая сумма просто не может пройти через счет. В первом случае сама идея ограничения избирательного фонда сводится на нет.

Неиспользованные средства также переходят к государству. Предусматривается также возможность отказа от полученных средств. Однозначно запрещается использование средств избирательных фондов для других целей. В этом законе больше внимания уделено отчету об использовании средств.

В законе 2001 определено не только, что ЦИК является основным распорядителем средств, выделенных на выборы, но и определены обязанности избирательных комиссий всех уровней. Создание собственных избирательных фондов теперь, в отличие от прошлой практики, вменяется участникам выборов в обязанность. Подробно расписаны порядок создания фонда, вложения и использования средств. В частности, если средства избирательного фонда партии не будут использованы, они возвращаются на её текущий счет, если индивидуальный кандидат не использует свой избирательный фонд, эти средства переходят в государственный бюджет. В принципе, пункт можно считать дискриминационным, но логичным - не отдавать же деньги лично кандидату.

Интересен процесс роста ограничения числа тех, кто имеет право делать вклады в избирательный фонд. По закону 1993 года, выступать спонсорами могли все граждане Украины и юридические лица, зарегистрированные в Украине, кроме предприятий с иностранными инвестициями. В 1998 году оговаривается, что это запрещено органам государственной власти и местного самоуправления, а также запрещены анонимные вклады. В 2001 году список потенциальных спонсоров сужается ещё больше: теперь ими могут быть только физические лица - граждане Украины.

В общем, избирательное законодательство в Украине, в том числе и в вопросе финансирования, совершенствуется. Но до сих остался за пределами внимания законодателей вопрос контроля за его соблюдением. Во всех трех законах упоминается только о том, кто должен контролировать. Но вот как этот контроль будет осуществляться, до сих пор абсолютно не ясно. И самое главное - ни разу даже не упоминается в самом разделе и не делается ссылок на другие разделы или законы, где говорится о мерах ответственности за финансовые нарушения во время выборов. Не ясно и как обеспечить соблюдение нормы, что финансирование избирательной кампании может вестись только из соответствующего фонда. Нормы есть, а контроля и ответственности за их соблюдение нет. И ожидать, что на этих выборах ситуация будет намного лучше, чем на предыдущих, не приходится. .

Похожие новости:

Новые выборы - новые правила игры: сложно ли стать кандидатом в депутаты?

Новые выборы - новые правила игры: сложно ли стать кандидатом в депутаты?
В марте 2002 года Украину ожидает одно из важнейших событий политической жизни любого демократического государства - парламентские выборы. Как и положено, выборы в Украине проходят регулярно - раз в четыре года. Но особенностью национального выборного процесса является то, что с такой же регулярностью - раз в четыре года принимается новый закон о выборах. А это значит, что правила игры для

Политическая "мультипликация" на предвыборном экране

Политическая
От количества партий и блоков, претендующих на то, чтобы представлять наши интересы в будущем парламенте, начинает здорово рябить в глазах. Интереснее всего то, что наряду с партийными "монстрами" в ходе предвыборной кампании (и это отмечают как журналисты, так и аналитики, наблюдатели, сами политики) вылезают на свет Божий ранее неизвестные политические формирования.

Запрет агитации: разбор полетов

Запрет агитации: разбор полетов
Известная в мире американская юридическая фирма "Кавингтон энд Берлинг", изучив действующий в Украине закон о выборах, пришла к выводу, что он противоречит демократическим нормам и является шагом назад на пути к демократии. Фирма называет две главные причины: во-первых, закон о выборах является исключительно нечётким, допускающим крайне широкие разнотолкования, а во-вторых, установленные им

Днепропетровск: Мажоритарные страсти

Днепропетровск: Мажоритарные страсти
Предвыборная кампания в Днепропетровске нынче совсем не та, что четыре года назад. Что ни говори, а неповторимого шарма "Громады", с интригой, которую она создавала, во "второй столице" уже нет. И даже калифорнийская тень, которую время от времени отбрасывает Павел Иванович, недостаточна для создания такой предвыборной интриги, которая была в 1998 году.

Маленькие хитрости выборов

Маленькие хитрости выборов
Формирование избирательных комиссий из представителей различных партий и блоков, а также присутствие на выборах наблюдателей, казалось бы, должны были воспрепятствовать прямой подделке результатов голосования непосредственно на избирательных участках и в окружных комиссиях. Между тем, и здесь оставались возможности "корректирования" результатов.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить