» » Особенности национального управления

Особенности национального управления


За свою жизнь каждый человек сталкивается со многими людьми. Условно их можно разделить на некие категории. Родственники, - с которыми связан кровными узами. Сотрудники, - с кем волею судьбы приходится коротать долгие рабочие дни. Друзья, - с ними проводят время, которое остается после долгого рабочего дня. Знакомые, - те, кого знаешь в лицо и можешь вспомнить, как зовут. Есть категория "откуда-то я его знаю" (назовем ее - "малознакомые"). Партнеры, - с которыми пытаются заработать деньги и, бывает, расходятся, когда их действительно удается заработать. В категорию врагов, при определенном стечении обстоятельств, может попасть любой человек из уже перечисленных категорий. И наконец, существуют ОНИ.

В лицо ИХ знают редко, но вспоминают частенько: "Да когда же ОНИ наконец дороги отремонтируют?", "Опять ОНИ горячую воду отключили!" Не освещаются дорожки перед домом - "разве от НИХ дождешься!". ОНИ перекапывают дороги именно тогда, когда нужно куда-то проехать, не убирают снег зимой и не ремонтируют дома. А если вдруг перед домом установили фонари и заасфальтировали дорожку, тридцать лет "радующую" колдобинами, выбоинами и ухабами, о┘ вот уж где есть разгуляться фантазиям. Причинами перемен называются ИХ ближайшие родственники, проживающие в доме или микрорайоне (интересно, а где они жили все предыдущие годы), ИХ выборы, довыборы или перевыборы в районные или городские органы управления и т.д. И в последнюю очередь мы думаем (или не думаем) о том, что просто идет планомерная работа по развитию и благоустройству города, требующая ежедневно огромных усилий и средств. Что же стоит за этими переменами, мы попросили рассказать Михаила Поживанова. В прошлом городской голова Мариуполя, сегодня он возглавляет самое молодое управление Киевской городской администрации - управление внешнеэкономических связей и инвестиций.

ДН: Видимо, никого уже не нужно убеждать в том, что положительные сдвиги в любом предприятии, структуре напрямую зависят от эффективности управления. В чем особенность управления столицей? Чем управление большим городом отличается от управления заводом или фабрикой?

М.П.: Основная специфика работы городского головы (это уже из личного опыта) заключается в том, что он одновременно представляет две ветви власти : с одной стороны, исполнительную (в рамках города), а с другой - параллельно возглавляет городской совет, который на местном уровне является законодательным, т.е. у него получается как бы две команды, условия работы в которых различны. В исполнительном органе власти все достаточно обычно. Человека берут на работу, и если он не справляется со своими обязанностями, то ему можно в соответствии с трудовым законодательством объявить выговор, поучить какое-то время; если положение не изменилось - просто уволить. Городской же совет состоит из депутатов, каждый из которых получил доверие избирателей своего округа и имеет свою точку зрения. Поэтому управление этой группой, организация эффективной работы требует совсем иных механизмов и навыков. У депутатов не просто разные взгляды, - у них разные интересы и цели. Это все необходимо учитывать, даже если депутат не всегда работает так, как положено. Потому что если этого не делать, накапливается напряжение и может возникнуть конфликт между советом и городским головой. Последствия же могут быть самые разные. Например, совет может воспользоваться несовершенством нашего законодательства, по которому до февраля этого года мэр избирался жителями города, а его деятельность могла быть приостановлена городским советом. Причем не только, когда имели место конкретные нарушения, но и, как было написано в Законе о местном самоуправлении, " в Ёнших випадках", при условии, что решение принято 2/3 голосов. Вот пример из жизни. Мэра Луганска Алексея Данилова в девяносто седьмом году сразу после выхода этого закона на сессии 2/3 голосов по непонятным причинам освободили от занимаемой должности. Я не зря столь подробно на этом остановился, поскольку приходится иногда вопреки делу, может быть, интересам города в целом, учитывать интересы каждого отдельного округа или представляющего его депутата для того, чтобы, не дай Бог, не сработали эти механизмы. В феврале 2000 года семьдесят девятую статью Закона "О местном самоуправлении" изменили, убрали "в Ёнших випадках", и я доволен, что приложил к этому руку. Теперь необходимо решение суда о том, что мэр нарушал закон. Хотя, на мой взгляд, и семьдесят восьмую, и семьдесят девятую статьи, которые касаются прекращения полномочий, как совета, так и городского головы, правильно было бы еще раз пересмотреть, чтобы порядок избрания и порядок отзыва городского головы или депутата были одинаковы.

У депутатов не просто разные взгляды, - у них разные цели

ДН: Вы хотите сказать, что в основе эффективного управления городом - изрядная доля дипломатии?

М.П.: Да, здесь надо уметь находить компромиссы. Особенно сегодня, когда законодательно до конца не определены бюджетные и налоговые взаимоотношения. Реально на сегодняшний день мы имеем для исполнения даже собственных городских полномочий только местные налоги и сборы, которых явно не хватает, не говоря уже о делегированных государственных полномочиях, которые закреплены за Киевом и Конституцией, и Законом о столице. Поэтому руководство таким крупным столичным городом, безусловно, имеет свою специфику, если сравнивать с управлением крупным предприятием. С одной стороны, городской бюджет не сопоставим с бюджетом, к примеру, металлургического комбината им. Ильича. Он товарной продукции отгружает практически на миллиард двести миллионов долларов в год, а городской бюджет - меньше раз в пять. С другой стороны, у мэрии управленческих функций в сотни раз больше, чем у администрации завода.

ДН: Таким образом, нужно за "в пять раз меньшие средства" сделать в сто раз больше?

М.П.: Да, и любой мэр любого города каждый день обращается с десятками писем с просьбой о помощи работникам культуры, образования, здравоохранения, малоимущим и т.д.

ДН: Тем не менее по сравнению, с тем, каким был Киев лет 10 назад, многое изменилось к лучшему. Хотя и тогда работала команда, мэр┘

М.П.: Поменялась ответственность. Если разговор зашел о том времени, то всей этой работой занимался тогда председатель городского исполнительного комитета, такой-то, такой-то, без фамилии, допустим. И этот человек понимал, что он зависит ни от вашего, ни от моего мнения о его работе, а от решения Секретариата или Политбюро ЦК компартии Украины. Это была номенклатура - председатель киевского горисполкома, и он, в первую очередь, смотрел, чтобы, не дай Бог, не так где-то что-то не сказать, где-то что-то не так сделать... Это было главным. После того как Украина стала независимой, представители Президента в Киеве тоже назначались и для них мнение киевлян об их работе было второстепенно. Эксперты Совета Европы очень жестко ставили вопрос о необходимости не назначения, а проведения выборов киевского городского головы, чтобы местное самоуправление на этой территории, действительно, работало. И когда это стало реальностью, возникло понимание того, что придется оглядываться не только на вышестоящее руководство, но и на жителей. Потому что рано или поздно будут выборы, а результаты выборов в странах с нормальной демократией и являются оценкой деятельности любого политика, любого государственного деятеля. И без положительного отношения основной массы населения вообще невозможно что-либо сделать. А в странах, в которых демократия только зарождается, выборы, наверное, стоит проводить несколько чаще, - тогда и доля ответственности тех, кого избирают, тоже будет увеличиваться.

ДН: Другими словами, еще один момент эффективного управления городом - ответственность городской администрации конкретно перед жителями города. А в чем основа эффективной работы Вашего управления?

КартинкаМ.П.: Еще трудно говорить об эффективности работы нашего управления, поскольку мы только начинаем. На сегодняшний день по сравнению с другими регионами уровень привлечения инвестиций в Киев на одного жителя в пять - десять раз выше. Но если их сравнить даже с нашими ближайшими соседями: восточноевропейскими странами - Польшей, Чехией, Венгрией, Прибалтикой, мы отстаем от них, не дорабатываем. А для того чтобы дорабатывать, нужна эффективная система управления, та же информированность.

ДН: Из этого следует, что еще одна составляющая эффективного управления - внедрение информационных систем, облегчающих труд руководителя и своевременно предоставляющих ему необходимую информацию для принятия решений?

М.П.: Безусловно. Не зря же сказано: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Сегодня без нормальных данных, без объективной информации о происходящем ни один вопрос невозможно решить. К сожалению, скудный городской бюджет не позволяет в полной мере решить эту проблему. Но и в таких условиях, рассматривая вопросы финансирования отраслей, когда постоянно не хватает средств, мы изыскиваем возможности финансовой поддержки этого направления.


Необходима простая прозрачная процедура, не зависящая от исполнителя

ДН: В чем Вы видите основные задачи Вашего управления?

М.П.: Главное - привлечь в город серьезные фирмы, серьезных инвесторов. Возьмите восточноевропейские газеты по недвижимости, по привлечению инвестиций - мы нигде не представлены. У нас нет представительств серьезных фирм. Те, кто работает на восточном рынке, имеют офисы либо в Москве, либо в Варшаве, либо в Праге, либо в Будапеште. И для этого есть объективные причины. Первая - финансовая. Вы понимаете, нам, как управлению, очень тяжело конкурировать, допустим, с любой фирмой, которая занимается недвижимостью в городе. Это, как правило, крупные частные фирмы, имеющие приличный оборот и приличную заработную плату. Мы сегодня отстаиваем городские и государственные интересы, но люди получают заработную плату в сто пятьдесят - двести гривен. Если же говорить об инвестиционных проектах, то, например, только проект отеля "Театральный" - это шестьдесят миллионов долларов. И все прекрасно понимают, что для фирмы с такими оборотами 10 -20 тысяч долларов - мелочь, при условии, что она видит выгоды в работе здесь. Отсюда - вторая причина. Вы думаете, я не слышал от потенциальных инвесторов или тех фирм, которые здесь работают, что уровень коррупции и взяточничества в Украине очень высок? Поэтому главное сегодня - создать совершенно одинаковые условия для всех. Ведь коррупция и взяточничество возникают, когда включается субъективный фактор - чиновник имеет возможность согласно своим служебным полномочиям в абсолютно одинаковых ситуациях одному сказать "да", а другому - "нет" Вот и нужно сделать так, чтобы от чиновника ничего не зависело. Принесли тебе заполненную форму, ты должен расписаться и поставить печать. Все. Уровень должен быть не разрешительный, а уведомительный. Мы частенько сравниваем себя с Польшей. Но там два миллиона малых и средних предприятий, а у нас всего сто тысяч. И у них малые и средние предприятия до 200 человек численностью, а у нас ограничены 50, т.е. это вообще не сравнимые вещи. Почему? Потому что у нас работает принцип регистрации - разрешительный. Например, я решил создать малое предприятие. Фактически это означает, что я решил начать платить налоги. И для этого должен получить разрешение от государства, обивать пороги чиновников, платить деньги за регистрацию, за все остальное. В Польше принцип регистрации уведомительный - пришел, заполнил форму, т.е. поставил государство в известность: я создал и начал платить налоги. Вот два диаметральных подхода. И здесь с точки зрения инвестиций, защиты инвестиций, проведения инвестиционных проектов своей основной задачей и задачей управления я вижу создание механизмов, которые не позволили бы чиновнику давать свою субъективную оценку принятию того или иного решения. Основная задача управления - создать нормальные реальные условия и возможность уйти от субъективной оценки любого представителя власти. Все должны жить в одинаковых, равных условиях. Необходима простая прозрачная процедура, не зависящая от исполнителя.

ДН: Это возможно?

М.П.: Это очень тяжело, даже в западном мире, поскольку все равно возникают какие-то проблемы и субъективные факторы, но мы во всяком случае должны к этому стремиться.

Похожие новости:

"Малые" выборы пройдут под шум "больших"

Затяжная эпопея с принятием закона о выборах в местные советы закончилась. Попытка депутатов Верховной Рады провести закон на смешанной основе закончилась провалом. На прошлой неделе украинским парламентариям не удалось преодолеть вето Президента, и выборы в местные советы будут проходить по старому закону: депутаты избираются исключительно по мажоритарному принципу.

Какие проблемы стоят перед украинскими банками?

Какие проблемы стоят перед украинскими банками?
Александр Анатольевич Сугоняко - президент Ассоциации украинских банков Родился в 1953 году на Черниговщине. Окончил Винницкий политехнический институт. Работал рабочим, мастером, начальником цеха, начальником Житомирского районного узла связи, преподавателем политэкономии в Житомирском филиале Киевского политехнического института.

Правом по хартии

Правом по хартии
Для города - мэрия, все равно что для страны - президент, ВР и Кабмин вместе взятые. И "слияние" горожан с мэрией проходит ничуть не легче, чем народа с "верхушкой". Поэтому "электронное правительство" на уровне города ничуть не менее важно. А возможно, и более первоочередное дело, поскольку ежедневно (бывает - ежечасно) мы сталкиваемся с проблемами именно городского толка.

ТЭК уполномочен заявить...

ТЭК уполномочен заявить...
Проблемы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обычно освещаются в политических изданиях либо на первых полосах газет. Наш журнал не имеет никакого отношения к политике и, казалось бы, к ТЭК в том числе. Но тут вот какая загвоздка: в этом комплексе, естественно, есть предприятия, а это такие "штучки", которые требуют управления. Неважно, хорошее или плохое, но оно там существует (во всяком

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине
В настоящей статье рассматривается принцип, наименее урегулированный в украинском законодательстве и наиболее проблемный с точки зрения практики. Он касается деятельности наблюдательных советов акционерных обществ. Необходимо отметить, что этому органу управления в Законе Украины "О хозяйственных обществах" посвящена всего одна статья.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить