» » Особенности национального управления

Особенности национального управления


За свою жизнь каждый человек сталкивается со многими людьми. Условно их можно разделить на некие категории. Родственники, - с которыми связан кровными узами. Сотрудники, - с кем волею судьбы приходится коротать долгие рабочие дни. Друзья, - с ними проводят время, которое остается после долгого рабочего дня. Знакомые, - те, кого знаешь в лицо и можешь вспомнить, как зовут. Есть категория "откуда-то я его знаю" (назовем ее - "малознакомые"). Партнеры, - с которыми пытаются заработать деньги и, бывает, расходятся, когда их действительно удается заработать. В категорию врагов, при определенном стечении обстоятельств, может попасть любой человек из уже перечисленных категорий. И наконец, существуют ОНИ.

В лицо ИХ знают редко, но вспоминают частенько: "Да когда же ОНИ наконец дороги отремонтируют?", "Опять ОНИ горячую воду отключили!" Не освещаются дорожки перед домом - "разве от НИХ дождешься!". ОНИ перекапывают дороги именно тогда, когда нужно куда-то проехать, не убирают снег зимой и не ремонтируют дома. А если вдруг перед домом установили фонари и заасфальтировали дорожку, тридцать лет "радующую" колдобинами, выбоинами и ухабами, о┘ вот уж где есть разгуляться фантазиям. Причинами перемен называются ИХ ближайшие родственники, проживающие в доме или микрорайоне (интересно, а где они жили все предыдущие годы), ИХ выборы, довыборы или перевыборы в районные или городские органы управления и т.д. И в последнюю очередь мы думаем (или не думаем) о том, что просто идет планомерная работа по развитию и благоустройству города, требующая ежедневно огромных усилий и средств. Что же стоит за этими переменами, мы попросили рассказать Михаила Поживанова. В прошлом городской голова Мариуполя, сегодня он возглавляет самое молодое управление Киевской городской администрации - управление внешнеэкономических связей и инвестиций.

ДН: Видимо, никого уже не нужно убеждать в том, что положительные сдвиги в любом предприятии, структуре напрямую зависят от эффективности управления. В чем особенность управления столицей? Чем управление большим городом отличается от управления заводом или фабрикой?

М.П.: Основная специфика работы городского головы (это уже из личного опыта) заключается в том, что он одновременно представляет две ветви власти : с одной стороны, исполнительную (в рамках города), а с другой - параллельно возглавляет городской совет, который на местном уровне является законодательным, т.е. у него получается как бы две команды, условия работы в которых различны. В исполнительном органе власти все достаточно обычно. Человека берут на работу, и если он не справляется со своими обязанностями, то ему можно в соответствии с трудовым законодательством объявить выговор, поучить какое-то время; если положение не изменилось - просто уволить. Городской же совет состоит из депутатов, каждый из которых получил доверие избирателей своего округа и имеет свою точку зрения. Поэтому управление этой группой, организация эффективной работы требует совсем иных механизмов и навыков. У депутатов не просто разные взгляды, - у них разные интересы и цели. Это все необходимо учитывать, даже если депутат не всегда работает так, как положено. Потому что если этого не делать, накапливается напряжение и может возникнуть конфликт между советом и городским головой. Последствия же могут быть самые разные. Например, совет может воспользоваться несовершенством нашего законодательства, по которому до февраля этого года мэр избирался жителями города, а его деятельность могла быть приостановлена городским советом. Причем не только, когда имели место конкретные нарушения, но и, как было написано в Законе о местном самоуправлении, " в Ёнших випадках", при условии, что решение принято 2/3 голосов. Вот пример из жизни. Мэра Луганска Алексея Данилова в девяносто седьмом году сразу после выхода этого закона на сессии 2/3 голосов по непонятным причинам освободили от занимаемой должности. Я не зря столь подробно на этом остановился, поскольку приходится иногда вопреки делу, может быть, интересам города в целом, учитывать интересы каждого отдельного округа или представляющего его депутата для того, чтобы, не дай Бог, не сработали эти механизмы. В феврале 2000 года семьдесят девятую статью Закона "О местном самоуправлении" изменили, убрали "в Ёнших випадках", и я доволен, что приложил к этому руку. Теперь необходимо решение суда о том, что мэр нарушал закон. Хотя, на мой взгляд, и семьдесят восьмую, и семьдесят девятую статьи, которые касаются прекращения полномочий, как совета, так и городского головы, правильно было бы еще раз пересмотреть, чтобы порядок избрания и порядок отзыва городского головы или депутата были одинаковы.

У депутатов не просто разные взгляды, - у них разные цели

ДН: Вы хотите сказать, что в основе эффективного управления городом - изрядная доля дипломатии?

М.П.: Да, здесь надо уметь находить компромиссы. Особенно сегодня, когда законодательно до конца не определены бюджетные и налоговые взаимоотношения. Реально на сегодняшний день мы имеем для исполнения даже собственных городских полномочий только местные налоги и сборы, которых явно не хватает, не говоря уже о делегированных государственных полномочиях, которые закреплены за Киевом и Конституцией, и Законом о столице. Поэтому руководство таким крупным столичным городом, безусловно, имеет свою специфику, если сравнивать с управлением крупным предприятием. С одной стороны, городской бюджет не сопоставим с бюджетом, к примеру, металлургического комбината им. Ильича. Он товарной продукции отгружает практически на миллиард двести миллионов долларов в год, а городской бюджет - меньше раз в пять. С другой стороны, у мэрии управленческих функций в сотни раз больше, чем у администрации завода.

ДН: Таким образом, нужно за "в пять раз меньшие средства" сделать в сто раз больше?

М.П.: Да, и любой мэр любого города каждый день обращается с десятками писем с просьбой о помощи работникам культуры, образования, здравоохранения, малоимущим и т.д.

ДН: Тем не менее по сравнению, с тем, каким был Киев лет 10 назад, многое изменилось к лучшему. Хотя и тогда работала команда, мэр┘

М.П.: Поменялась ответственность. Если разговор зашел о том времени, то всей этой работой занимался тогда председатель городского исполнительного комитета, такой-то, такой-то, без фамилии, допустим. И этот человек понимал, что он зависит ни от вашего, ни от моего мнения о его работе, а от решения Секретариата или Политбюро ЦК компартии Украины. Это была номенклатура - председатель киевского горисполкома, и он, в первую очередь, смотрел, чтобы, не дай Бог, не так где-то что-то не сказать, где-то что-то не так сделать... Это было главным. После того как Украина стала независимой, представители Президента в Киеве тоже назначались и для них мнение киевлян об их работе было второстепенно. Эксперты Совета Европы очень жестко ставили вопрос о необходимости не назначения, а проведения выборов киевского городского головы, чтобы местное самоуправление на этой территории, действительно, работало. И когда это стало реальностью, возникло понимание того, что придется оглядываться не только на вышестоящее руководство, но и на жителей. Потому что рано или поздно будут выборы, а результаты выборов в странах с нормальной демократией и являются оценкой деятельности любого политика, любого государственного деятеля. И без положительного отношения основной массы населения вообще невозможно что-либо сделать. А в странах, в которых демократия только зарождается, выборы, наверное, стоит проводить несколько чаще, - тогда и доля ответственности тех, кого избирают, тоже будет увеличиваться.

ДН: Другими словами, еще один момент эффективного управления городом - ответственность городской администрации конкретно перед жителями города. А в чем основа эффективной работы Вашего управления?

КартинкаМ.П.: Еще трудно говорить об эффективности работы нашего управления, поскольку мы только начинаем. На сегодняшний день по сравнению с другими регионами уровень привлечения инвестиций в Киев на одного жителя в пять - десять раз выше. Но если их сравнить даже с нашими ближайшими соседями: восточноевропейскими странами - Польшей, Чехией, Венгрией, Прибалтикой, мы отстаем от них, не дорабатываем. А для того чтобы дорабатывать, нужна эффективная система управления, та же информированность.

ДН: Из этого следует, что еще одна составляющая эффективного управления - внедрение информационных систем, облегчающих труд руководителя и своевременно предоставляющих ему необходимую информацию для принятия решений?

М.П.: Безусловно. Не зря же сказано: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Сегодня без нормальных данных, без объективной информации о происходящем ни один вопрос невозможно решить. К сожалению, скудный городской бюджет не позволяет в полной мере решить эту проблему. Но и в таких условиях, рассматривая вопросы финансирования отраслей, когда постоянно не хватает средств, мы изыскиваем возможности финансовой поддержки этого направления.


Необходима простая прозрачная процедура, не зависящая от исполнителя

ДН: В чем Вы видите основные задачи Вашего управления?

М.П.: Главное - привлечь в город серьезные фирмы, серьезных инвесторов. Возьмите восточноевропейские газеты по недвижимости, по привлечению инвестиций - мы нигде не представлены. У нас нет представительств серьезных фирм. Те, кто работает на восточном рынке, имеют офисы либо в Москве, либо в Варшаве, либо в Праге, либо в Будапеште. И для этого есть объективные причины. Первая - финансовая. Вы понимаете, нам, как управлению, очень тяжело конкурировать, допустим, с любой фирмой, которая занимается недвижимостью в городе. Это, как правило, крупные частные фирмы, имеющие приличный оборот и приличную заработную плату. Мы сегодня отстаиваем городские и государственные интересы, но люди получают заработную плату в сто пятьдесят - двести гривен. Если же говорить об инвестиционных проектах, то, например, только проект отеля "Театральный" - это шестьдесят миллионов долларов. И все прекрасно понимают, что для фирмы с такими оборотами 10 -20 тысяч долларов - мелочь, при условии, что она видит выгоды в работе здесь. Отсюда - вторая причина. Вы думаете, я не слышал от потенциальных инвесторов или тех фирм, которые здесь работают, что уровень коррупции и взяточничества в Украине очень высок? Поэтому главное сегодня - создать совершенно одинаковые условия для всех. Ведь коррупция и взяточничество возникают, когда включается субъективный фактор - чиновник имеет возможность согласно своим служебным полномочиям в абсолютно одинаковых ситуациях одному сказать "да", а другому - "нет" Вот и нужно сделать так, чтобы от чиновника ничего не зависело. Принесли тебе заполненную форму, ты должен расписаться и поставить печать. Все. Уровень должен быть не разрешительный, а уведомительный. Мы частенько сравниваем себя с Польшей. Но там два миллиона малых и средних предприятий, а у нас всего сто тысяч. И у них малые и средние предприятия до 200 человек численностью, а у нас ограничены 50, т.е. это вообще не сравнимые вещи. Почему? Потому что у нас работает принцип регистрации - разрешительный. Например, я решил создать малое предприятие. Фактически это означает, что я решил начать платить налоги. И для этого должен получить разрешение от государства, обивать пороги чиновников, платить деньги за регистрацию, за все остальное. В Польше принцип регистрации уведомительный - пришел, заполнил форму, т.е. поставил государство в известность: я создал и начал платить налоги. Вот два диаметральных подхода. И здесь с точки зрения инвестиций, защиты инвестиций, проведения инвестиционных проектов своей основной задачей и задачей управления я вижу создание механизмов, которые не позволили бы чиновнику давать свою субъективную оценку принятию того или иного решения. Основная задача управления - создать нормальные реальные условия и возможность уйти от субъективной оценки любого представителя власти. Все должны жить в одинаковых, равных условиях. Необходима простая прозрачная процедура, не зависящая от исполнителя.

ДН: Это возможно?

М.П.: Это очень тяжело, даже в западном мире, поскольку все равно возникают какие-то проблемы и субъективные факторы, но мы во всяком случае должны к этому стремиться.

Похожие новости:

"Малые" выборы пройдут под шум "больших"

Затяжная эпопея с принятием закона о выборах в местные советы закончилась. Попытка депутатов Верховной Рады провести закон на смешанной основе закончилась провалом. На прошлой неделе украинским парламентариям не удалось преодолеть вето Президента, и выборы в местные советы будут проходить по старому закону: депутаты избираются исключительно по мажоритарному принципу.

Какие проблемы стоят перед украинскими банками?

Какие проблемы стоят перед украинскими банками?
Александр Анатольевич Сугоняко - президент Ассоциации украинских банков Родился в 1953 году на Черниговщине. Окончил Винницкий политехнический институт. Работал рабочим, мастером, начальником цеха, начальником Житомирского районного узла связи, преподавателем политэкономии в Житомирском филиале Киевского политехнического института.

Правом по хартии

Правом по хартии
Для города - мэрия, все равно что для страны - президент, ВР и Кабмин вместе взятые. И "слияние" горожан с мэрией проходит ничуть не легче, чем народа с "верхушкой". Поэтому "электронное правительство" на уровне города ничуть не менее важно. А возможно, и более первоочередное дело, поскольку ежедневно (бывает - ежечасно) мы сталкиваемся с проблемами именно городского толка.

ТЭК уполномочен заявить...

ТЭК уполномочен заявить...
Проблемы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обычно освещаются в политических изданиях либо на первых полосах газет. Наш журнал не имеет никакого отношения к политике и, казалось бы, к ТЭК в том числе. Но тут вот какая загвоздка: в этом комплексе, естественно, есть предприятия, а это такие "штучки", которые требуют управления. Неважно, хорошее или плохое, но оно там существует (во всяком

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине
В настоящей статье рассматривается принцип, наименее урегулированный в украинском законодательстве и наиболее проблемный с точки зрения практики. Он касается деятельности наблюдательных советов акционерных обществ. Необходимо отметить, что этому органу управления в Законе Украины "О хозяйственных обществах" посвящена всего одна статья.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"
Читаю постоянно
От случая к случаю
Моя любимая газета
Встречал и получше

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить