» » » Отношения Акционерного Общества с акционерами

Отношения Акционерного Общества с акционерами


Появление разнообразных организационно-правовых форм предприятий стало одним из новых явлений для недавно начавшегося перехода к рыночной экономике - трудного, сопровождаемого "скрипом и стоном". Среди упомянутых оргформ традиционно особняком стоят весьма популярные в народе акционерные общества (АО). Родился даже труднообъяснимый стереотип относительно того, что акционерное общество - это звучит серьезно, надежно и респектабельно в сравнении со всякими там ООО, ЧП и т.д. (исследование этого феномена массового сознания не является задачей данной статьи). Внимание наше предлагаем сосредоточить на взаимоотношениях органов управления АО с акционерами. Вопрос непростой, неоднозначный, интересный, а также (употребим модное ныне словечко) многовекторный.

Законодательство Украины предусматривает, что АО могут быть двух видов - открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Главные критерии отличия ОАО и ЗАО - способы формирования уставного фонда и возможность (для ОАО) либо невозможность (для ЗАО) распространять свои акции через фондовую биржу (ст. 25 Закона Украины "О хозяйственных обществах"; далее по тексту при ссылках на те или иные статьи имеется в виду именно этот Закон). Следует также отметить, что согласно внесенным 23.12.97 в упомянутый Закон изменениям и дополнениям ныне ЗАО имеет право выпускать (эмитировать) только простые именные акции, тогда как ОАО не возбраняется выпускать акции простые или привилегированные, именные или на предъявителя.
Управление любым хозобществом, в том числе и АО, осуществляется его органами, состав и порядок формирования которых зависит от вида хозобщества (часть первая ст. 23). Должностными лицами органов управления хозобщества являются председатель и члены исполнительного органа, председатель ревизионной комиссии, а в обществах, в которых создан совет (наблюдательный совет), - также председатель и члены совета (часть вторая ст. 23). Высшим органом и в ОАО, и в ЗАО является общее собрание, в котором имеют право принимать участие все акционеры, независимо от количества и класса принадлежащих им акций (часть первая ст. 41). Итак, поскольку выше мы всуе помянули многовекторность, разобьем букеты на векторы.

Первый: акционеры - органы управления. Среди полномочий общего собрания (часть пятая ст. 41), в частности, избрание и отзыв членов совета АО (п."в"), членов исполнительного органа и ревизионной комиссии (п."г"), а также (внимание!) - вынесение решений по привлечению к имущественной ответственности должностных лиц органов управления АО (п."╨"). Последнее важно еще и потому, что согласно части четвертой ст. 23 должностные лица отвечают за причиненный ими обществу вред в соответствии с законодательством Украины. Речь тут идет, естественно, об ответственности имущественной, а не уголовной, однако осторожно, господа должностные лица, - опасайтесь грамотных акционеров!
Кстати, решения по пунктам "в", "г" и "╨" согласно части второй ст. 42 принимаются простым большинством голосов (по определенному частью первой ст. 44 принципу "одна акция - один голос") при кворуме 60 % голосов+1 голос (часть восьмая ст. 41). Другими словами, при наличии конфликта между большинством акционеров и руководством АО, которое не контролирует "блокирующий пакет" в 40 % голосов (такой расклад позволяет срывать любое общее собрание путем неявки), возможен простой отзыв с должности неугодной персоны и назначение на освободившееся место персоны более угодной. Отметим также, что право требовать созыва внеочередного общего собрания в любое время и по любому поводу имеют акционеры, владеющие более чем 10 % голосов. Причем, если правление не исполняет указанного требования, такие акционеры сами могут созвать общее собрание согласно положениям части первой ст. 43 (часть четвертая ст. 45).

Отступление в рамках темы. На практике часто возникает вопрос, можно ли оперативно (т.е. быстро) и при этом законно поменять должностных лиц органов управления АО (например, обладающего правом первой финансовой подписи председателя правления) без достаточно громоздкой процедуры созыва общего собрания? Иными словами, может ли (и если может, то каким образом) правление или наблюдательный совет реализовывать собственную кадровую политику самостоятельно, без участия акционеров? Полагаем, что такая возможность должна быть предусмотрена загодя, а именно, - до момента создания АО, либо, если речь идет об уже действующей структуре, до момента внесения изменений в Устав АО. Дело в том, что вышеупомянутые пункты "в", "г" и "╨" не относятся к исключительной компетенции общего собрания (см. часть шестую ст. 41), т.е. могут быть отнесены Уставом АО к ведению, допустим, исполнительного органа (т.е. самого правления) АО. Понятно, что Устав утверждается общим собранием акционеров, однако "на то и щука, чтоб карась не дремал" ...

Акционеры могут влиять на правление и опосредованно. Так, из числа акционеров может создаваться (а в АО, которые насчитывают более 50 акционеров, создается в обязательном порядке) наблюдательный совет АО для представления интересов акционеров в период между проведением общих собраний (части первая, третья ст. 46). Так что между общими собраниями все акционеры могут спать спокойно - избранный ими орган будет надежно представлять их интересы! (Шутка). Из числа акционеров создается также ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью правления (часть первая ст. 49).

Полет фантазии в рамках темы. Кстати, действующий Закон Украины "О хозяйственных обществах" содержит одну очаровательную деталь. При наличии доли здорового формализма и некоторой фантазии в ее трактовке появляется иллюзия возможности начисто вывести исполнительный орган АО из-под контроля акционеров. Итак, читаем норму части первой ст. 47: "Исполнительным органом акционерного общества, который осуществляет руководство его текущей деятельностью, является правление или иной орган, предусмотренный уставом". Теперь "предусматриваем уставом" какой-нибудь, желательно единоличный, "иной орган", например генерального директора. После чего сопоставляем: общему собранию и наблюдательному совету подотчетно именно правление, которое обязано исполнять их решения, а не исполнительный орган вообще (часть четвертая ст. 47), ревизионная комиссия тоже осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью именно правления (часть первая ст. 49). Правда, управленческие полномочия также закрепляются именно за правлением и председателем правления (см. статьи 47, 48 ), а не за неким исполнительным органом - поэтому лучше не давать волю фантазии, а создавать-таки в АО именно правление. Путаницы будет меньше.

Вектор второй, обратный: органы управления - акционеры. Что касается правления, то следует учесть: оно подотчетно и общему собранию, и представляющему интересы акционеров наблюдательному совету, а также исполняет их решения (часть четвертая ст. 47). В этой норме заложена зависимость исполнительного органа от высшего органа АО и от органа, который (если примитивизировать формулировки) "наблюдает". Председателем и членами правления, согласно части третьей ст. 48, могут быть не только акционеры, но и лица, пребывающие с АО в трудовых отношениях (т.е. можно пригласить достойного кандидата, так сказать, со стороны, избрать либо назначить его и заключить с ним трудовой договор). Основной фактор влияния правления на акционеров, как нам представляется, - полномочие осуществлять руководство текущей деятельностью АО (часть первая ст. 47). Логика здесь проста: как руководят - так АО и зарабатывает, как зарабатывает - так и создает прибыль, как создает прибыль - так и может направить ее (если она, конечно, есть) на выплату дивидендов акционерам.


Немаловажно также, какие полномочия отнесены конкретным Уставом к ведению правления: ведь, помимо того, что правление решает все вопросы деятельности АО, кроме тех, что относятся к компетенции общего собрания и наблюдательного совета, еще и общее собрание может принять решение о передаче части принадлежащих ему прав в компетенцию правления (часть третья ст. 47). Такое решение, на наш взгляд, требует отражения в уставе (часть вторая ст. 4 гласит, что в учредительных документах любого хозобщества содержится информация, в частности, о составе и компетенции органов общества). Кроме того, согласно части пятой ст. 47 правление действует от имени АО в пределах, предусмотренных этим Законом и уставом АО. Поэтому подчеркиваем: тот, хто хочет управлять АО (руководить, влиять на принятие решений, командовать - нужное подчеркнуть), должен вни-ма-тель-но работать с учредительными документами и по мере возможности "проталкивать" необходимые формулировки. Тут, кстати, пригодится помощь квалифицированного юриста (при этом выбор, на чем экономить - на гонораре юристу либо на объеме вашей власти в АО, - за вами!).

Векторы третий и четвертый: наблюдательный совет - правление и правление - наблюдательный совет (сразу оговоримся: наблюдательного совета в АО может при определенных условиях и не быть..., а поэтому, как, возможно, говорят кое-где на Востоке: нет совета - нет вектора...). Главный тезис - все зависит от того, что закреплено в уставе определенного АО. По закону правление осуществляет руководство текущей деятельностью (см. выше), а наблюдательный совет в рамках определенной уставом компетенции контролирует и регулирует деятельность правления (часть первая ст. 46). Поэтому ни один, ни другой субъект в этой схеме не застрахованы от роли "свадебного генерала", не обремененного закрепленными в уставе реальными полномочиями управлять. И хотя, на первый взгляд, может сложиться впечатление, что наблюдательному совету закон отводит роль формальную, второстепенную и маловажную, - это не совсем так. Поверьте, есть в Украине структуры, уставы которых содержат одну-единственную строку в развитие нормы части первой ст. 46, примерно такую: "Решения правления и/или председателя правления вступают в силу после одобрения председателем наблюдательного совета". Комментарии излишни.

Похожие новости:

Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины

Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины
В настоящее время все чаще звучат аргументы в пользу принятия в Украине Кодекса или Принципов корпоративного управления. Вероятно, этот документ будет своего рода отражением Принципов Корпоративного управления ОЭСР в нормативной базе Украины. В отсутствие законодательства Кодекс сыграет роль свода правил, учитывающих мировой опыт и применяемых в украинской правовой системе.

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине
В настоящей статье рассматривается принцип, наименее урегулированный в украинском законодательстве и наиболее проблемный с точки зрения практики. Он касается деятельности наблюдательных советов акционерных обществ. Необходимо отметить, что этому органу управления в Законе Украины "О хозяйственных обществах" посвящена всего одна статья.

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов
Большинство развитых стран допускают заключение сделок с учетом заинтересованности должностных лиц, но четко регулируют процесс принятия решений и обязывают директоров, лично заинтересованных в сделке, предварительно раскрывать информацию о такой заинтересованности и не принимать участия в голосовании по данному вопросу. При этом ответственность предусмотрена не «автоматически», а только в случае

Комиссованная связь

Комиссованная связь
Печерский районный суд Киева признал незаконными указы президента Леонида Кучмы о назначении председателя и членов Национальной комиссии регулирования связи и отменил их. Попытка уходящей власти оставить за собой полный контроль над одной из важнейших базовых отраслей экономики провалилась.

Пример McDonald's обострил проблему планирования преемственности руководства

Пример McDonald's обострил проблему планирования преемственности руководства
В конце апреля кончина главного исполнительного директора McDonald's Джима Канталупо (Jim Cantalupo) стала наглядным свидетельством того, насколько благосостояние компании может зависеть от одной личности. В связи с этим некоторые сторонники реформы корпоративного управления стали утверждать, что правление компаний должно быть осведомлено о состоянии здоровья главных исполнительных директоров.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить