По категориям... рас-считайсь!


К концу XX века развитие розничной торговли и торговых предприятий на Западе достигло такого уровня, что стало просто невозможно количественно укрупнять торговые сети. Во многих европейских странах расширение и строительство новых торговых центров уже ограничено законодательством! Развитие розничной торговли происходит только через перераспределение рынка, а именно, посредством взаимного поглощения сетей, отказа розничных предприятий от одних форматов в пользу других. Конкуренция между глобальными сетями достигла такого уровня, что все старые пути повышения эффективности пришли в негодность и возникла необходимость в разработке новейших концепций и направлений развития розничной торговли. Именно эти вопросы рассматривались на Второй международной конференции "Розничная торговля: эффективная организация торгового предприятия".

Много докладов на конференции было посвящено известным аспектам: форматная торговля, логистика, автоматизация и т.д. Целесообразно будет остановиться на понятии, менее знакомом - категорийном менеджменте (экспертами по этому вопросу на конференции выступили представители российского розничного бизнеса Олег Войцеховский, руководитель Проектно-исследовательского центра, эксперт по программам ЕНI в СНГ, и Вениамин Затейкин, разработчик концепции экономичных супермаркетов "Русский проект"). Приведем некоторые цитаты из докладов.

"Category Management - изобретение начала 90-х годов, сделанное в процессе поиска выхода из кризиса традиционно построенных концепций розничной торговли. До введения категорийного менеджмента в практику функции закупки и продажи были организационно разделены. Закупки должны осуществляться по возможно низкой цене и с высокими потребительскими характеристиками, а в процессе продажи следует реализовывать максимальные объемы данного товара. Разделение функций закупки и продажи ведет к классическому функциональному конфликту: у каждого подразделения собственные цели, они не всегда стыкуются и, главное, никто не отвечает за весь процесс. В магазине появляется большое количество товаров с низкой оборачиваемостью, не соответствующих формату магазина, допускаются ошибки мерчандайзинга. Идеальный вариант - совмещение тех и других функций в одной должности.

Тогда обеспечивается рост реализации и выигрыш если не в торговых наценках, то в объемах сбыта. Категорийный менеджмент, таким образом, предлагает объединение функций закупки и продажи и соответственно кардинальное разрешение конфликта. Категорийный менеджмент - такой процесс управления торговым предприятием, когда каждая категория товара рассматривается как отдельная бизнес-единица, при работе с которой преследуются цели максимального удовлетворения потребностей покупателя и повышения эффективности сотрудничества между производителем и ритейлером (здесь также присутствует элемент взаимодействия с производителями на предмет оптимизации их программы выпуска продукции)".
В широком смысле введение категорийного менеджмента означает, что ассортимент продукции компании разбивается на логические категории, за которые отвечает одна команда с перекрестными функциями, обеспечивающая оптимизацию чистой прибыли по данной категории.

В настоящий момент это необходимо как для производителей, так и для ритейлеров. Оказалось, что между товарами существует так много связей, что управление отдельным продуктом (как делали классические брэнд-менеджеры) затрудняет процесс оптимизации, особенно если это всеобщая оптимизация, начинающаяся с закупки и учитывающая торговые стоимостные факторы (затраты, включая логистику), которыми можно управлять только на уровне групп товара и выше. Имеется также много возможностей для оптимизации продаж и торгового процесса. Здесь стоит упомянуть о таком понятии, как категорийная логистика - логическое следствие понятия "категорийный менеджмент", его составляющая. В процессе категорийной логистики категорийные стратегии и тактика определяются вместе с логистическими характеристиками товарных групп: объемы, количество, точность прогнозов, товарное присутствие и пути распределения.

Концепция категорийного менеджмента, с точки зрения многих экспертов торговли, является одной из основных в теории розничной торговли. Различные авторы вкладывают разное содержание в это понятие. Американские специалисты в основном делают упор на расширение и углубление кооперации между производителем и ритейлером, европейские уделяют большее внимание внутрикорпоративному реинжинирингу как необходимому фактору внедрения категорийного менеджмента".

Проще говоря, категорийный менеджмент - это управление ассортиментом, а категорийный менеджер - управляющий ассортиментом. В чем плюсы внедрения в отечественный розничный бизнес данного направления?

Во-первых, углубление кооперации между поставщиком и ритейлером содержит большие возможности для экономии средств; во-вторых, реорганизация компании по принципам категорийного менеджмента позволяет избежать многих внутренних функциональных конфликтов, делает систему более гибкой и управляемой. Но это все пока больше теория, потому как ситуации в России и тем более в Украине очень далеки от сложившейся на Западе. "Ниша" сетевой розничной торговли еще не заполнена, поэтому рано говорить о конкуренции, как таковой, тем более о такой масштабной, как западная. У нас еще даже не представлены все форматы розничной торговли (например, полное отсутствие "дискаунтеров" на украинском розничном рынке). Однако наметившиеся в последнее время тенденции быстрого роста и глобализации в нашем розничном бизнесе вместе с вероятным выходом на рынок западных операторов очень скоро могут привести к ситуации, схожей с западной. Внедрению категорийного менеджмента в розничный бизнес препятствуют традиционные проблемы украинской торговли:

слабость отечественных торговых сетей
нестабильность поставщиков,
разнобой в организации элементов сетей (отсутствие унификации),
полная информационная "непрозрачность" как производителя, так и продавца,
отсутствие выбранных ресурсов даже традиционной системы с разделенными функциями закупки и продажи.

Торговые предприятия, которые решились внедрить категорийный менеджмент, первоначально должны провести изменения в управленческом аппарате, что сопряжено с определенными затратами и, естественно, с отсутствием высокопрофессиональных кадров (в России агентства по персоналу уже год не принимают запросов от работодателей на должность категорийного менеджера; большая половина квалифицированных представителей этой профессии уже давным-давно на Западе. Одним словом, "редкий вид - хватай, а то убежит"!).

При внедрении категорийного менеджмента возникает множество препятствий. Однако ведущие специалисты розничной торговли разрабатывают программы, поддерживающие внедрение и развитие категорийного менеджмента.

Похожие новости:

Бум торговых сетей

Бум торговых сетей
Европа переживает период консолидации торговых сетей - этап, уже пройденный во многом американским рынком. В Украине поглощать еще особенно нечего, но готовиться к этому нужно. Как показали исследования компании McKinsey, объем поглощений на рынке розничной торговли вырос в Европе в четыре раза за период 1994-1999 гг. - с $2,9 млрд до $12,4 млрд.

Поговори со мною, консультант

Поговори со мною, консультант
В нынешнем году традиционно в рамках выставки EnterEX проходит конференция Украинской ассоциации менеджмент-консультантов (УАМК), соорганизатором которой выступает журнал ДН. С просьбой прокомментировать отличия конференции нынешней от прошлогодней и представить общую ситуацию на рынке консалтинговых услуг редакция обратилась к президенту УАМК Игорю Рогошевскому.

Школа магазиностроения

Школа магазиностроения
Проходившая в рамках выставки МаРГо международная конференция "Розничная торговля: эффективная организация торгового предприятия" собрала около полутора сотен слушателей. Организаторами конференции выступили компании "Евроиндекс" (Киев), "Новый Проект" (Киев) и "Русский проект" (Москва) при поддержке Европейского института торговли (EHI). Генеральный спонсор конференции - компания FOZZY (Киев),

В Украине растет спрос на новые технологии управления предприятием

  В Украине растет спрос на новые технологии управления предприятием
Сегодня рынок Украины испытывает острую потребность в доступных и простых для внедрения решениях для эффективного управления деятельностью средних и малых предприятий. Во всяком случае, именно этим руководствовались организаторы проходившей с 11 по 15 ноября 6-й международной специализированной выставки и конференции «Управление предприятием 2003».

Tesco пытается выйти на рынок Китая

Tesco пытается выйти на рынок Китая
Крупнейшая сеть розничной торговли Великобритании Tesco ведет переговоры о покупке доли акций китайской сети розничной торговли. Таким образом компания пытается обеспечить себе доступ к крупнейшему потребительскому рынку в мире.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить