» » Те, кто путают "клерикальный" и "клерковский"

Те, кто путают "клерикальный" и "клерковский"


Те, кто путают "клерикальный" и "клерковский"

Нередко компании, занимающиеся подбором персонала, получают примерно такой заказ: "... нам нужен директор по персоналу - до 25 лет, с опытом работы на руководящей должности не менее пяти лет, на $1000 зарплаты". Естественно, что такой заказ, как и любой другой, где путают толкового выпускника (на перспективу) с молодым человеком для руководящей работы, практически невыполним.

Хотя будущее нашей экономики еще туманней, чем предсказания Нострадамуса, кадровые агентства все же получают заказы на поиск сотрудников для различных организаций. Казалось бы, что на таком рынке труда, где на одно место рабочего претендуют трое, а на одно вакантное место служащего - десятеро, у служб подбора персонала не должно быть проблем. Но все не так просто, как, скажем, лет пять-семь назад. Тогда представители западных компаний, понимая, что на постсоветском пространстве и речи не может быть о специалистах с каким-нибудь реальным бизнес-образованием, стремились видеть рядом с собой людей, которым будет доступен хотя бы смысл ими сказанного. Поэтому филологи и лингвисты из университетов и инязов быстро становились офис- и брэнд-менеджерами, логистиками и мерчендайзерами. При этом хозяева предпочитали молодых. Не жалели денег на различные стажировки и тренинги - и лепили из них (молодых), как из глины, кадры "западного образца". Количество представительств зарубежных компаний постоянно росло. Но еще быстрее "размножались" наши МП и ЧП, предоставляя рабочие места виртуозам продаж. Двойная бухгалтерия требовала для себя огромного числа специалистов с калькуляторами. Востребованы были даже выпускники трехмесячных курсов бухгалтеров.

К 1997-му ситуация постепенно изменилась. Работодатель уже хотел иметь дело с квалифицированными специалистами со стажем не менее трех лет. Кроме знания языка, стали считаться необходимыми знания по специальности, а для менеджеров - еще и осведомленность в управленческих программах. При этом возрастные рамки для претендентов были расширены до 42-47 лет.

На потребу дня вынуждены были работать и наши вузы. Им пришлось вводить новые учебные программы, рассчитанные на четыре-пять лет, - в условиях, когда приоритетные направления развития нашей экономики еще до сих пор так и не определены. К тому же читают эти курсы преподаватели, большинство из которых освоили их самостоятельно-заочно... и совсем недавно. В 1998-м уже, пожалуй, было не найти в стране вуза, который бы не готовил менеджеров, то есть специалистов по управлению. Причем овладевать искусством руководить людьми можно было начинать сразу же после средней школы. Но тут наступил август прошлого года...

Недавно кадровое агентство "Гранд-персонал" организовало круглый стол, посвященный проблемам кадрового менеджмента. Его участниками стали представители ведущих столичных вузов (как государственных, так и частных) и крупных работодателей - отечественных и зарубежных компаний.

Сегодня негосударственные вузы, как, впрочем, и государственные, оказались перед дилеммой. С одной стороны, бывший двоечник с дипломом - это негативный имидж. Ведь каждый выпускник вуза - это его реклама и "визитная карточка" в одном лице. С другой стороны, отчислить того, кто не успевает, - значит потерять деньги. Ведь даже в государственных вузах бюджетное финансирование не покрывает всех затрат на обучение студентов, которые учатся как бы по госзаказу, то есть без оплаты через кассу. Отсюда невольно возникают версии: либо те, кто учатся по контракту, частично оплачивают учебу своих однокурсников, внося заведомо завышенную сумму, либо все вместе не получают того уровня образовательных услуг, который декларируется (потому что и те, кто платят, и что "за так" - сидят в одной аудитории, и денег на всех не хватает), либо прорехи в финансировании ректорат латает за счет платных вступительных экзаменов, которые окончательно развеивают и миф о бесплатном образовании.

У "рекрутских" фирм свои проблемы. По словам директора кадрового агентства "Гранд-персонал" Алексея Зволинского, сегодня при подборе персонала ему приходится сталкиваться с тем, что выпускников вузов не хотят брать на работу, потому что они ничего не представляют собой как практические специалисты. "Я не удивляюсь, когда человек, который, работая в какой-то компании, получает дополнительное образование, и после этого у него взвинчивается зарплата. Имея дело с выпускниками, я не могу "зацепиться" за профессионализм людей, которые через нас проходят. Многие заказчики ценят уровень образования, который дают некоторые вузы, но это не имеет решающего значения. Пока наши вузы не являются престижной торговой маркой. И происходит это, на мой взгляд, потому, что еще существует серьезный разрыв между изучаемой теорией и практикой".

Именно эту проблему и обсуждали участники круглого стола, о котором, собственно, и идет здесь речь.

Таисия Жиглова, Национальная академия управления "Для того чтобы проще было найти работу по окончании вуза, нужно начинать работать уже с 3 - 4-го курса. Лучше всего, если это - участие в каких-то реальных программах. Чем дальше, тем меньше, на мой взгляд, образование расходится с жизнью. Но пока в Украине не начнет активно работать собственное производство - проблем меньше не станет. Рынок труда, который обеспечивается западными компаниями, сейчас сужается (проводятся сокращения), и потому обеспечить работой всех выпускников, мягко говоря, крайне сложно.

Часть выпускников уходит в те фирмы, за чей счет они, собственно, и учились. Такое трудоустройство было уже заранее оговорено в их контракте. (Чаще всего это - дети учредителей либо руководителей высшего звена различных организаций - от небольших фирмочек до крупных приватизированных АО и ЗАО. - Примеч. авт.)

На мой взгляд, половину негосударственных вузов просто необходимо закрывать. Взять хотя бы так называемое "дистанционное" образование. Уже сам этот термин приводит в замешательство. В течение двух лет человек посылает в вуз контрольные работы, написанные кем угодно, а потом является на защиту диплома. Если Министерство образования не будет отслеживать этот процесс, то в результате мы придем к такому числу вузов, при котором их количество перейдет в НЕкачество образования".

Василий Данюк, заведующий кафедрой управления трудовыми ресурсами, Киевского национального экономического университета
"Конечно, хотелось бы иметь какие-то четкие рейтинги вузов. Но это совсем не просто. Сложно найти объективные критерии оценки подготовки работников. И тем не менее, на общегосударственном фоне положительно выделяются столичные вузы. В первую очередь, это обусловлено тем, что здесь сосредоточены наиболее квалифицированные преподавательские и научные кадры. Можно утверждать, что в таких традиционных университетских центрах, как Львов, Днепропетровск, Харьков, Донецк и Одесса, подготовка более или менее отвечает современным требованиям, хотя и не везде. Часть молодых вузов негосударственной формы собственности приближается к государственным университетам, но, в основном, за ними стоят большие претензии, широкая реклама и совершенно не соответствующее им качество подготовки. Картина подготовки специалистов в целом по Украине очень пестрая. И в этом плане рейтинг, который предлагает Межрегиональная академия управления персоналом, может быть только некоторым приблизительным ориентиром.

Парадокс, - но, с одной стороны, у нас мало заказов на наших выпускников, а с другой - к нам обращаются за помощью представители кадровых служб, потому что им сложно найти нашего выпускника, чтобы предложить его конкретной фирме. А наших выпускников не устраивает мизерная зарплата, и практически они очень часто находят себе работу не по профилю. (И поскольку такая ситуация прогнозируется уже заранее, особенно в технических вузах, между обеими сторонами - учащейся и обучающей - возникает как бы негласное и взаимовыгодное соглашение, что на выходе нужны не знания, а "корочки". - Примеч. авт.) При этом никто особенно не жалеет. Часто студенты возвращаются в те фирмы, где проходили практику. Острой проблемы с трудоустройством наших выпускников мы не ощущаем.

Если бы ко мне пришел выпускник Гарварда, я бы его на работу к себе на кафедру не взял, потому что он не готов работать в нашем университете. Он не знает нашей жизни, нашей практики, законов и так далее.

Все эти западные бизнес-школы, что называется, "доводят" выпускников по индивидуальным заказам фирм. Дайте нам такой заказ - и мы подготовим вам такого классного специалиста".

Анна Власова, директор программ для компаний Международного Центра приватизации, инвестиций и менеджмента, канд. эконом. наук "Западные вузы" изначально готовят специалистов в какой-то конкретной области - например, экономистов. Если в процессе работы у человека проявляются способности к руководству людьми, то его отправляют в бизнес-школу - при том же Гарварде, к примеру, где он уже получает профессию менеджера за год-два. Дисциплины и методики этого образования не имеют ничего общего с вузовскими программами. Методы и программы этих школ диктует рынок. Они очень динамичны и быстро меняются, что себе не может позволить вуз с пятилетним обучением. Что же касается "отечественных" студентов, то у меня недавно был курьезный случай. Читаю я лекцию по стратегическому управлению и в процессе объяснения произношу слово "ОТК". Одна из слушательниц поднимает руку и спрашивает: "А что это такое?" Я не понимаю, как человека после школы можно учить менеджменту! Вуз дает человеку теоретические знания и учит его терминологии. Практические знания и навыки можно получить только в бизнес-школе".

Например, для компании "Укргазвидобування" в течение двух с половиной лет в одном из вузов специалистов готовили по специально разработанной программе. Но финансировать такие мероприятия позволяют себе только компании, которые согласны работать на перспективу. Естественно, что и отношение к молодым специалистам у них совсем иное: они готовы принимать их и развивать. В противном случае рассчитывать на собственное развитие фирме не приходится. Если компания занимается торговлей и сама не знает, на каком она свете, то и отношение к персоналу у нее соответствующее. Диплом сотрудника редко имеет отношение к должности, которую он занимает.

Владимир Билык, заместитель начальника управления кадрами компании "Укргазвидобування" "Считаю, что не так важно, какой вуз окончил человек. Важны знания. В нашей компании разработана целая система работы с молодыми специалистами и их оценки. У каждого из отобранных молодых людей есть индивидуальный план своего развития на период стажировки, а у нас - критерии оценки того, что должно быть "на выходе".

Невольно напрашивается вывод, что образование лишь тогда станет нужным нашим организациям, когда они сами того захотят. То есть, когда нам начнут заказывать образование, - тогда мы его и "сделаем".

На нашем рынке есть два больших сегмента: иностранные компании, которые знают, чего они хотят, на сколько хотят и за что. Есть такие же украинские компании. И есть все остальные. Наши отечественные компании как бы и имеют менеджеров по персоналу, но чем они занимаются, остается непонятным, - так как, похоже, что занимаются они всем. Нередки ситуации, когда менеджер по персоналу выступает в нескольких обличьях: он же и начальник отдела кадров, и начальник охраны, и заместитель директора неизвестно по какой части. Объяснить руководителю фирмы, чего же он на самом деле хочет, - это серьезная большая работа".

Павел Прыгунов, Украинско-финский институт "Не существует проблемы государственных или частных вузов. Существует проблема психологической готовности выпускника к профессиональной практической работе. Многие выпускники, имея необходимые знания, просто психологически не готовы это проявить. Они не умеют себя "подать" и, отказываясь от борьбы, пополняют ряды безработных. Поэтому сегодня при некоторых фирмах уже создаются психологические службы, которые занимаются системой адаптации молодых специалистов. Подобные службы, созданные в вузах, помогают выбрать специализацию в соответствии с личностными качествами еще во время учебы. Служба готовит молодых людей к тому, что им придется доказывать, что ты - специалист".

Многие кадровые агентства предпочитают не тратить свое время на общение с претендентами на получение работы, которые не знают, что такое резюме и из каких пунктов оно состоит.

Ирина Шамплинская, менеджер по персоналу компании "ABB Ukraine" "Молодых специалистов неохотно берут на работу, потому что у них нет сформированных клерковских навыков на необходимом уровне. Если же такие навыки есть, то компания с удовольствием возьмет молодого - он "дешевле", у него более мобильная психика, и он более склонен обучаться. Я вижу выход для молодых в том, чтобы как можно раньше получить запас навыков, который позволяет "войти" в компанию на начальные иерархические позиции. Потому что на менеджерские - выпускников не берут ни в одной системе. Ну и, конечно, иностранный язык. До автоматизма. И это вовсе не означает, что нам нужны выпускники колледжей, а не университетов. Потому как у первых нет шансов продвигаться по служебной лестнице".

Красный диплом - хорошее дополнение к умению печатать. Это определяет нынешнее отношение к молодым специалистам и порождает внутренний конфликт у новоиспеченного магистра.

При приеме на работу обращается внимание на образование, клерковский опыт, соответствие заявленного действительному и умение себя презентовать.

Многоуровневая подготовка у нас в стране существует совсем недавно. Там, где такая система практикуется уже десятки лет, на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет, имеющие степень бакалавра и не менее двух лет практической работы. Степень магистра как бы говорит о том, что человек, ее получивший, кроме теоретических знаний, имеет еще и практические - в том числе и навыки на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах и т.п. Большинство наших магистров похвастаться таким не могут. А перерыв в учебе на пару лет студенты, а точнее сказать, их родители, с негодованием отвергают, полагая, что их чадо должно набраться высших образовательных премудростей сполна и сразу.

Не слишком сопротивляются и вузы - по причине того, что магистратура - дело платное. Не очень заостряет на этом внимание и Министерство образования. Ведь учеба - это что-то наподобие трудоустройства.

Бакалаврат - это часто способ изменить специализацию. Например, когда человек уже не хочет быть инженером, а хочет быть управленцем. Сегодня американские ученые предполагают, что их сограждане, которые родятся в ближайшее время, будут иметь четыре карьеры, каждая из которых продлится менее 10 лет. Это будет не изменение характера труда, а изменение его основного направления. То есть, образование и переквалификация будут сопровождать человека до пенсии. Три традиционных этапа - учеба, работа, пенсия - отменяет уже сама жизнь.

Похожие новости:

XXL, MADE IN UKRAINE

XXL, MADE IN UKRAINE
Жонглирование понятиями "менеджер" и "топ-менеджер" в последнее время становится прямо-таки модным в самых широких деловых и "околоделовых" кругах Украины. Бессмысленно говорить о том, хорошо это или плохо. Мы не в ситуации, когда "крошка сын к отцу пришел" Частое упоминание о менеджменте и менеджерах свидетельствует, по крайней мере, о значимости вопросов управления, а также людей,

Компания с высшим образованием

Компания с высшим образованием
На страницах журнала "Деловая Неделя" мы встречались с Еленой Пилипенко три года тому назад в контексте материала, посвященного проблемам кадровых агентств и подбора персонала. Тогда областью ее деятельности был рекрутинг. Сегодня у нас в гостях руководитель службы персонала концерна "Меркс". Тема у нас прежняя - персонал, но на этот раз взгляд "изнутри" компании.

Черно-белое лицо PR

Черно-белое лицо PR
Как и большинство журналистов, я часто бываю на презентациях и пресс-конференциях, которые проводят компании, желающие поведать миру о своих последних достижениях. Вполне естественно, что фирмы, затратившие средства на проведение подобных мероприятий, заинтересованы в том, чтобы в средствах массовой информации появилось как можно больше материалов и упоминаний о прошедших событиях.

Где обучают маркетингу?

Где обучают маркетингу?
В последнее время возрос спрос на подготовку кадров в области маркетингового менеджмента, определяющего сегодня эффективность любого предприятия. Проблема бизнес-образования (чаще всего - второго) стала интересовать многих. Полученные, а чаще просто систематизированные в процессе повторного обучения знания смогут помочь не только в дальнейшем занять ведущие должности в организациях, но и

Какое образование нужно работадателю?

Какое образование нужно работадателю?
Получение высшего образования, особенно при наличии денег, сегодня не проблема. Однако при этом возникает множество вопросов, связанных в первую очередь как с выбором вуза (государственный ≈ не государственный?), так и с выбором специальности и с перспективой ее дальнейшей востребованности. Высказаться по этому поводу мы предложили людям, знающим проблему не понаслышке.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить