Бюрократия в промышленную эпоху


Во всем мире госсектор напоминает осажденную крепость: налогоплательщики хотят, чтобы государство обходилось дешевле, а работало - лучше. Все достаточно просто: косметическим ремонтом уже не обойтись. Систему государственного управления нужно перестраивать полностью. В 1993 г. федеральное правительство США открыло "Программу исследования эффективности работы государственного аппарата". Был создан коллектив, который подготовил соответствующий отчет со множеством дополнительных документов, касающихся основных направлений преобразований. Предложенные меры внедряются - однако, по мнению многих, слишком неравномерно.

В отчете указывалось, что доверие к федеральному правительству еще никогда не было столь низким. Средний американец убежден, что из каждого доллара, собранного в виде налогов, 48 центов выброшены на ветер. Пять из шести считают, что в Вашингтоне все должно "в корне измениться". Лишь 20% американцев полагают, что федеральное правительство в большинстве случаев поступает правильно, а ведь тридцать лет назад так считали 76%. Государственный долг превысил $4 трлн - по $16 600 на каждого жителя США, включая детей. расточительства в других сферах ничуть не меньше, хоть оно и не столь явно. В министерстве обороны излишки запасов оцениваются в $40 млрд. Налоговое управление тщетно пытается получить миллиарды долларов задолженностей. Прошло уже сто лет, как промышленность, а не сельское хозяйство, стала главным источником материальных благ, но министерство сельского хозяйства по-прежнему насчитывает более 12 000 районных отделений, то есть примерно по четыре на каждый округ - как деревенский, так и городской или пригородный. Мы тратим $25 млрд в год на пособия, 27 млрд - на талоны на питание, 13 млрд - на государственное жилье, однако все большее количество американцев беднеет каждый год. Мы расходуем $12 млрд в год на борьбу с наркотиками, но ощутимых результатов пока не видим. Мы финансируем 150 разных программ переквалификации и повышения занятости, и все же средний американец понятия не имеет, где обучиться какому-нибудь ремеслу, а квалификация наших рабочих безнадежно отстает от квалификации рабочих у наших конкурентов.

Отсюда напрашивается вывод: Соединенные Штаты переживают тяжелейший за всю историю страны кризис доверия к государству. Раньше, скажем, во времена Уотергейта или войны во Вьетнаме, американцы сомневались в моральных устоях или в идеологии руководства. Народ чувствовал, что правительство его обманывает или не представляет его систему ценностей. Сегодняшний кризис не таков: народ видит, что государство попросту не работает.

В отчете правительства Канады под названием "Проект преобразования услуг государственных органов посредством информационных технологий", подготовленном госслужащими, однозначно признано, что недовольство народа растет. "Многие потребители услуг государственных органов, похоже, теряют терпение по отношению к бюрократии. Они чувствуют, что банки, фирмы по прокату автомобилей, даже универмаги, которые начинают работать с использованием новинок в области информационных технологий, обслуживают их лучше. Правительство же отстает от жизни - чем дальше, тем больше. Многие приходят к выводу, что лучше воспользоваться квалифицированными услугами частных компаний, стремящихся заполучить новых клиентов, чем терять драгоценное время, мытарствуя по отделам госучреждений в ожидании ответа. В "Проекте" сказано, что налогоплательщики имеют полное право ставить вопросы: "Почему мне приходится обращаться в столько мест? Почему меня заставляют ждать так долго? Почему бюрократы не решают мои вопросы на месте и сразу же?"

В защиту бюрократов и членов правительства можно заметить, что лет десять назад на подобные вопросы вообще не было ответов. Госаппарат появился на свет в промышленную эпоху и основан на тех же административно-командных принципах, что и организации того времени. Бюрократия и промышленное общество выросли вместе. Экономика нуждалась в автомагистралях, канализации, электрификации, железных дорогах, вооруженных силах со сложной структурой. С усилением государства росли соответственно и его доходы, возникла необходимость в более эффективных методах, структурах и рычагах управления по сравнению с аграрным обществом. Это помогло наладить хоть какой-то учет, сократить количество случаев покровительства и использовать должности в государственных органах как вознаграждение за политическую поддержку.

В результате было создано множество разных отделов и управлений, которые возглавил новый слой профессиональных руководителей. Постепенно сформировались неконтролируемый политиками порядок приема на работу, система должностных окладов, процедура записи граждан на прием, система финансирования, правила ревизии и тому подобное. Управления разрастались, поглощали все больше средств, а к постоянно растущей иерархии их работников применялись все новые правила и методы. В свое время это считалось лучшим достижением (лет сто назад слово "бюрократия" имело весьма положительный смысл).

Работа в таких бюрократических системах была организована, как правило, по принципу "дымохода" - информация перемещалась "по вертикали" и почти никогда - "по горизонтали" (то есть между отделами).

На протяжении последних 35 лет в государственных организациях используют вычислительную технику. Каждое управление успело приобрести или создать систему обработки данных в соответствии со своими потребностями в автоматизации. Старые методики, процессы и организационные формы нашли свое отражение в программном обеспечении. Огромные неуклюжие чудовища - большие ЭВМ - не просто утяжелили старые приемы работы, а привели к созданию новых уровней бюрократии, отвечающих за планирование, внедрение, эксплуатацию этой техники и управление ею. В 70-х годах такой же подход использовался и в отношении мини-ЭВМ, а в 80-х - ПК и ЛВС. Расточительство продолжалось, пока в 1994 г. правительство США не потратило $25 млрд на информационные системы, не учитывая "встроенные" военные комплексы. К чему же это привело? Сегодня государственные органы привязаны к старым структурам и приемам работы, и в каждом из них имеется свой технологический островок. Этим обусловлено настойчивое требование пересмотра взглядов на технические решения.

Проблему сегодня осложняет также и политический фактор, когда каждый чиновник стремится избежать ошибок, которые оппозиция может использовать для нападок на правящую партию. В "Отчете по эффективности" сказано: "Система составления смет, правила работы с персоналом, снабжение, ревизия - все рассчитано на предотвращение даже малейшей погрешности. Мы предполагаем, что работникам нельзя доверить принятие решений, поэтому описываем до мельчайших подробностей, как следует делать практически все, а потом еще и проверяем, действительно ли они все так и сделали. Самое незначительное отклонение приводит к созданию новых правил и новых проверок. Очень скоро изначально простые процедуры запутываются до такой степени, что работники оказываются не в состоянии в них разобраться. Тогда мы нанимаем сметчиков-аналитиков, специалистов по кадрам, работников снабжения, чтобы как-то наладить процесс, который к этому времени превращается в волокиту, а любые действия занимают гораздо больше времени и обходятся гораздо дороже, чем бы следовало. Чтобы поехать в командировку, нужно заполнить бесчисленное количество бланков и собрать множество подписей. Чтобы купить какую-нибудь мелочь, уходят месяцы, а на приобретение чего-то серьезного - годы. Отпечатанные документы приходится согласовывать с десятком начальников. Такое "увлечение процессом" отвлекает от основной цели - обслуживания клиентов".


СИСТЕМА ГОСУПРАВЛЕНИЯ В СРЕДЕ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ученые и специалисты, рассуждающие о перестройке государства, на словах, конечно, признают, что новые информационные технологии - залог преобразований. Но решение вопроса о том, каким образом эти технологии помогут отказаться от устаревших стереотипов в государственном управлении, продвигается вперед черепашьим шагом. Любопытно, что движение за перемены почти всегда возглавляют представители самих государственных органов, а не те, кто анализирует или критикует их деятельность. Это относится как к общегосударственному, так и к местному уровню, в особенности в Соединенных Штатах и Канаде. Джим Флизик, председатель рабочей группы по информационным технологиям в государственном секторе в рамках "Программы исследования эффективности работы государственных органов", пишет об этом так: "Сейчас представляется случай использовать мощь информационных технологий для борьбы с преступностью, для предоставления надлежащих льгот именно тем, кто в них действительно нуждается, - причем надежно и эффективно, исключая обман и мошенничество; для повышения качества медицинского обслуживания, для поиска сбежавших из дому детей, для улучшения защиты информации частного характера всех граждан - словом, для коренного изменения методов обслуживания государством населения, которому оно призвано служить".

Все большее признание получает мнение о том, что отношение к людям нужно менять. Например, в речи о государственных органах Марсель Массэ, министр иностранных дел Канады, заметил: "Сейчас, по сути, не осталось государственных органов с ограниченными функциями и решений, не требующих вовлечения нескольких традиционных сфер деятельности государства. Соответственно, возрастает потребность в новом подходе к изучению задач и поиску решений, основанном на моделях с горизонтальными структурами. Координация "по горизонтали" сейчас - самое важное, для нее нужны новые механизмы и новый подход к системам".

Кроме всего этого, информационная инфраструктура государственных органов способствует исключению лишних промежуточных звеньев, когда одни подразделения дублируют функции других. Возникают также стимулы для формирования организационных "молекулярных" структур, поскольку определенные функции государственных органов делегируются меньшим, более подвижным объединениям, или вообще негосударственным организациям.

"Нам нужно сбросить шоры и заняться разрушением стен, воздвигнутых между государством и всеми остальными. В прошлом нас ограничивали традиционные демаркационные линии... нас заботило, прежде всего, благо собственной организации, а не благо потребителя государственных услуг", - отмечает Флизик.

Похожие новости:

Эффективное управление распределенной работой

Эффективное управление распределенной работой
Формирование глобальной экономики и развитие новых информационных технологий привели к быстрому росту количества рабочих групп, члены которых не работают в одном месте. Все чаще наблюдается ситуация, когда менеджер находится отдельно от своей команды, рассредоточенной по всему миру.

Информационные технологии в торговле

Информационные технологии в торговле
По мере того как торговые операции начинают осуществляться в Сети, рынок товаров и услуг превращается в электронный. Попросту говоря, благодаря новым технологиям привычная всем розничная торговля, чтобы преуспеть, перестраивается. Кое у кого получились просто чудесные расширенные организации. Но это вызывает в памяти слова актера Генри Фонда о своем искусстве: "Никому невдомек, сколько приходится

Швейцарские финансовые посредники борются с отмыванием денег

Швейцарские финансовые посредники борются с отмыванием денег
Согласно официальным данным, в Швейцарии количество уведомлений государственных органов об отмывании денег увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом. Причиной этому стало ужесточение требований к финансовым посредникам (бухгалтерам, управляющим, юристам) об обязательном информировании о подозрительных операциях.

Информационные системы для решения задач контроллинга

Информационные системы для решения задач контроллинга
На украинском рынке за последние десять лет появилось множество программных продуктов анонсирующих возможности решения задач контроллинга. Однако далеко не все они действительно соответствуют основным требованиям для такой информационной системы.

Частные компании теперь могут разрабатывать оружие на Украине

Частные компании теперь могут разрабатывать оружие на Украине
Верховная Рада внесла изменения в ряд законов, что позволит частным компаниям участвовать в разработках, производстве, реализации, модернизации и ремонте, а также утилизации вооружений и военной техники. Отныне, согласно внесенным изменениям в Закон Украины «О предпринимательстве», разработками и изготовлением оружия смогут заниматься любые предприятия, независимо от формы собственности.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить