» » Изучение иностранного языка - методы и практика

Изучение иностранного языка - методы и практика


В разведку за языком

Эту грустную правду следовало бы знать всем, прежде чем браться за изучение любого иностранного языка. Вот что рассказывает известный советский военный разведчик генерал Никольский: "Мне был определен к изучению немецкий язык, на освоение которого уходило не менее пяти часов в сутки. Успехи в его изучении у многих из нас, в том числе и у меня, были далеко не блестящие, чем, вероятно, и объяснялось в дальнейшем использование меня не на нелегальной работе, а в аппарате управления и на официальной зарубежной службе".

Другой советский разведчик, генерал Н.С. Леонов, в мемуарах "Лихолетье" делится опытом изучения испанского языка. "Мне приходилось с утра до ночи говорить с ними [испанцами] на их родном языке, много работать со словарями, спорить с переводчиками. Незаметно для себя я начал все свободнее пользоваться выученным в институте, но бывшим для меня еще "мертвым" языком. Как один из способов изучения языка Леонов приводит такой: "Язык мы изучали просто: читали страницу за страницей о похождениях рыцаря Печального Образа - бессмертного Дон-Кихота Ламанчского и комментировали каждое новое слово, оборот, выражение, пословицу или поговорку".

Этот пример иллюстрирует изучение языка с его носителем, пусть даже это классическое произведение.

Что касается возраста учащихся, то Леонов высказывает следующие соображения: "Начинать учить чужой язык впервые в жизни в 30-летнем возрасте - дело малорентабельное. Свободного владения им достичь практически невозможно. Поэтому и в школе, и потом, в разведке, подлинное, раскованное владение языком было редкостью. Большинство без затруднений объяснялись, понимали содержание высказываний собеседника, относительно свободно читали, но все-таки не улавливали многих нюансов, теряли скрытый смысл, не понимали регионализмов, сленговых выражений и т.д.".

Разумеется, интересен опыт в изучении языка разведчиками-нелегалами. Легендарный Николай Кузнецов без специального, а тем более филологического образования, изучал язык самостоятельно до войны за Уралом, прибегая к помощи носителей языка, немцев-специалистов, работавших на заводах, и к чтению книг на немецком языке.

Многие, знавшие Кузнецова, отмечали врожденные качества - память и актерские способности. Вот некоторые мысли разведчика-нелегала Кузнецова в пересказе исследователя его жизни Теодора Гладкова: "... вывел очень важное для изучения, тем более обладания свободного чужим языком, правило: когда говоришь, никогда не переводи мысленно с русского это раз; не бойся совершать ошибки, говори как складывается (не отвлекайся на правила), но быстро два. Именно предварительный перевод, мучительный страх нарушить какую-либо лингвистическую норму и сковывает до немоты уста многих, приступивших к изучению иностранного языка".

Любопытно замечание о языке другого советского разведчика Коно:

Язык давался вам легко?
Вы понимаете, в детстве нет проблемы языка. Память впитывает все, что ей предлагают...
В те годы, которые вы провели в Англии, естественно, вы и говорили, и думали по-английски. А сейчас?
У меня на сей счет своя теория. Я считаю, что человек думает не словами, а отдельными понятиями, какими-то иными, нежели слово, категориями, оформляя их, конечно в слова...

Известный советский руководитель нелегальной разведки генерал Дроздов стал разведчиком-нелегалом в тридцатилетнем возрасте. В мемуарах он рассказывает о своих проблемах с языком. "Но робость и неуверенность все еще не проходили. Чтобы преодолеть самого себя, я часами мотался по Западному Берлину, слушал речь немцев, впитывал ее эмоциональную окраску, старался перенять манеру поведения. Пришлось перечитать массу разнородной литературы..."

Вероятно, самой высокой оценкой владения чужой речью (по Дроздову) может быть такая фраза, услышанная им однажды от немецких друзей: "Да ты говоришь, как мы".

Таким образом, в основе методов изучения иностранного языка лежат традиционные методики. Они наиболее доступны для массового обучения.

В традиционном курсе все взаимосвязано: и говорение, и чтение, и письмо. Умение эффективно донести эти знания до потребителя свидетельствует об уровне преподавателя. Умение "взять" эти знания даже от квалифицированного преподавателя свидетельствует как о наличии способностей у слушателя, так и о его трудолюбии.

На рынке услуг по обучению иностранным языкам, где также работает наша фирма "IBC", в первую очередь бросается в глаза ситуация с ценами. От самых минимальных, до невероятно высоких. Из чего можно сделать вывод в духе "черного юмора": нет плохих методов, нет плохих преподавателей, нет плохих учеников, если вы платите деньги, то вы получаете все, что вы хотите, и в случае неудачи виноват только клиент.

Не случайно в начале статьи приведены несколько суждений авторитетных людей, из которых нетрудно понять, что в основе обучения на первом месте упорство ученика, на втором мастерство и упорство преподавателя. Если активное сотрудничество преподавателя и слушателя имеет место, уже можно говорить о тонкостях процесса обучения.

Как правило, для занятых людей - это тщательно дозированные разнообразные программы, которые, в первую очередь, подходят для его уровня. Разработкой таких программ для самых разных деловых людей и занята наша IBC.

В программах, как правило, учитывается реализация самого минимального уровня говорения; сочетание этого уровня с закреплением чтения и письма на иностранном языке. В случае успешного результата можно продолжить обучение на повышенном уровне, при неудаче ≈ вернуться и все повторить с самого начала, используя другую программу или другого преподавателя.

Конечно, для развития речи на отдельных этапах (если позволяют время и силы учащихся) могут быть использованы интенсивные программы, способствующие активизации говорения. Отдельные интенсивные вводно-коррективные курсы используются как на начальном этапе, так и на "продвинутом", где необходимо реализовать накопленные знания учащихся в ораторском мастерстве, в умениях поспорить, быстренько что-нибудь написать и отправить по факсу или электронной почте и т.п.

Разумеется (помимо работы с учебными программами), невозможно представить себе изучающего иностранный язык человека без чтения, этой "внутренней речи". без такого постоянного чтения для своего же удовольствия ≈ современное изучение иностранного языка просто немыслимо.

Чтение - это серьезная "подпитка" речи, это путь к более свободному говорению и пониманию. Прочитанная книга позволяет активно смотреть ее экранизацию, а значит, почувствовать чужой язык, так сказать, "изнутри", вжиться в него.

Но все равно, самым главным в изучении чужого языка остаются все те же "терпение и труд", которые "все перетрут"

Похожие новости:

Одесские фокусы

Одесские фокусы
Одним из возможных методов маркетинговых исследований, позволяющим оценить впечатления потребителей от предлагаемых им продуктов, товаров и услуг, является групповое фокусированное интервью, или фокус-группа. Изучение такого метода включено в раздел "Маркетинг" программы подготовки предпринимателей, которую осуществляет Институт последипломного образования Минтранса совместно с Одесским Центром

Ведение бизнеса за рубежом

Ведение бизнеса за рубежом
Стремительное развитие конкуренции побуждает многие компании осваивать зарубежные рынки. Тесное сотрудничество с иностранными партнерами и тщательный анализ их успехов и неудач приводят к тому, что организации все больше становятся похожими друг на друга: они производят аналогичные продукты и используют одинаковые технологии.

Графика языка

Графика языка
Свой вариант украинской азбуки обнародовал график и знаток шрифтов Василий Чебаник Можно ли современного зрителя удивить украинской азбукой? Оказывается — да. Это доказывает выставка работ профессора Василия Чебаника — одного из самых известных и титулованных отечественных графиков — под названием «Графіка української мови — абетка».

Барьеры языковые и геополитические

Барьеры языковые и геополитические
В течение более чем 10 лет фактической независимости иракские курды снова привыкают жить бок о бок со своими арабоязычными соотечественниками. После окончания войны в Ираке международное сообщество четко дало понять, что единственный путь дальнейшего развития страны — это мирное сосуществование всех наций и народностей, населяющих Ирак. Ни о каком разделении государства не может быть и речи. К

Первым классом в первый класс

Первым классом в первый класс
Хорошее образование для детей стало одной из «фишек» современных обеспеченных родителей. Как правило, они предъявляют высокие требования к уровню детских учебных заведений, все чаще выбирая для своих детей не обыкновенные государственные школы, а специализированные, частные, а также лицеи или гимназии.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить