Линеарная мысль


Графика - это аристократизм искусства", - отмечал в начале века известный искусствовед Сергей Маковский. Отчего же именно графика? Вероятно, оттого, что она - наиболее условна, эфемерна, бесплотна из всех видов изобразительного искусства. Графика оперирует линией, которая как таковая не существует в природе. Линеарное изображение может быть абстрактным и логичным, как след отточенной мысли. Но может быть мгновенным и недосказанным, словно невольно упавший влюбленный взгляд.

Любое искусство философично по сути, поскольку имеет дело с категориями пространства и времени. Однако именно графика опирается на такое фундаментальное основание, как два цвета - черный и белый, "вlanc et noir". Они символизируют две энергии, позитивную и негативную, два начала. Весь мир пронизан их пульсацией, всюду мы ощущаем их присутствие - очевидное или незримое.

"Искусством белого листа" называют графику. Стремительный набросок карандашом, прозрачная акварель, экспрессивная пастель, яркая гуашь, офорт, ксилография, линогравюра, литография - и так далее, и так далее... Неповторимая и тиражированная, книжная и станковая - кажется, графика бесконечна в метаморфозах, однако всегда - хрупкая, изысканная, под стать белой бумаге, с которой она ведет диалог, благодаря которой существует.

В начале XX века искусство графики пережило подлинный ренессанс. В этой области работали не только специалисты-графики, но и живописцы, архитекторы, скульпторы, художники театра. Они обогатили пластические возможности графики, подняли ее на высокий уровень. Украинская графика первой трети XX века представляла страну на самых престижных международных художественных выставках.

Как развивается графика в Украине сегодня? Совершенно очевидно, что существуют здесь, как и прежде, не один, а четыре художественных центра: Киев, Львов, Харьков, Одесса. У каждого - свой "почерк", - если не сказать стиль. Проходя по залам Национального художественного музея Украины и Центра современного искусства "Совиарт", где развернулась экспозиция выставки "Украинская графика XX века", в работах, датированных 90-ми годами, мы безошибочно можем определить место их создания.

Киевская графика выглядит наиболее репрезентативно. Большие форматы работ, оформленных в рамы, разнообразие техник, использование новых компьютерных технологий - и единое во всем многообразии тяготение к "картинности". Произведение создается с явной ориентацией на "вписываемость" его в офисный или жилой интерьер. Это - "картина на стене". Работа может быть огромной, как фееричный цветной офорт "Imitare la natura" (100 х 93 см) Ксении Ходаковской, или как мрачноватая шелкография Владимира Вештака "Счастливые нас ожидают года" (91 х 120 см). Может быть миниатюрной, как офорты Константина Антюхина и цветные гравюры Геннадия Пугачевского (6 х 8 см), но тогда автор все же собирает несколько работ в одно паспарту и "одевает" в общую большую раму.

Тяготением к интерьерному пространству можно объяснить и любовь киевских графиков к цвету. Так, переливы серо-фиолетового, плоскостность и знаковость изображений уподобляют гуашь Виты Хайдуровой гобелену, где обитают целые миры детских снов и фантазий. А в акварели Натальи Кохаль "Ночные надежды" травы, люди, деревья возникают из единой материи - разноцветных фосфоресцирующих штрихов, - как бы придавая наконец формообразующий и мыслесодержащий импульс пограничью грезы и действительности. Подцвечен акварелью офорт в безмолвном "Разговоре со Сфинксом" Оксаны Стратийчук. Яркая синева окружает "Сон рыбы" Юлии Метлевой, мягкое колыхание цвета брезжит в деревьях и их отражениях в "Пейзаже" Елены Яковлевой. В черном и белом возникают образы в монументальных линогравюрах Наталии Николайчук и Оксаны Кирпенко.

В киевской графике особенно сильна "женская линия", - словно кариатиды, хрупкие "графини" держат на своих плечах это нелегкое искусство. Их коллеги мужественного пола в большинстве своем покинули графику, сделавшись живописцами либо дизайнерами. Но некоторые все же хранят приверженность своей первой любви, совмещая живопись и графику, - как Юрий Пшеничный, дизайн и графику, - как Игорь Яремчук и Владимир Половец, эмаль и графику, - как Иван Кириченко.

Львовские графики, как никто иной, сохранили верность чисто графической тонкой технике офорта. Притягательность алхимии творческого процесса - рисунок иглой на цинковой пластине, травление, прогон оттиска на офортном станке - весь долгий ритуал создания вмещается в небольшом законченном эстампе. Объединяющая черта львовских офортов - их небольшой формат. Работа создается под размер конверта, чтобы можно было отправить ее на международную выставку в любой уголок земли. Перечни призов и участий в престижных всемирных бьеннале и триеннале графики составляют целые страницы в портфолио Валерия Демьянишина, Олега Денисенко, Романа Романишина, Михаила Красныка. Но их произведения весьма разнятся по характеру содержания и манере исполнения. Офорты Валерия Демьянишина настраивают на медитативное созерцание едва различимых форм и фактур. Сюрреалистичные композиции Олега Денисенко наполнены тщательно "сделанными" деталями, текстами - в них шелестит осень средневековья. Цветовой офорт Романа Романишина, созданный в несколько досок, хранит в себе невероятную тонкость ремесла и мистику незаполненных пространств. А в офортах Михаила Красныка работает сама бумага, становясь рельефом. Офортный "Портрет А. Чехова" Олега Дергачева - развернутая книга со множеством эпизодов, из которых и вырастает лик писателя. Дергачев - известный мастер авторской книги, представляющий Украину на международных выставках искусства книги.

Совершенно иную линию современной львовской графики утверждают выполненные в самобытной авторской технике работы Антонины Денисюк, Галины Жегульской и Елены Турянской. В них дышит магия геометрических фигур - лаконичных, весомых, пришедших из языческих орнаментов. В огромных композициях Сергея Братковского глаз не находит покоя: оп-артовская "промеренность" законов визуального восприятия побуждает взгляд возвращаться к ним вновь и вновь, дивясь тому, что линия превращается в рельеф, а прямоугольник - в свечение круга.

Александр Романец делает свою бумагу. В Мюнхенской академии, например, существует целая мастерская авторской бумаги, а Александр сам "изобрел велосипед", - по старым китайским рецептам формует лист бумаги у себя под балконом. Владимир Кауфман создает работы только на листах "с историей" - когда ими застилали столы, за которыми велись беседы и бумага впитывала их следы вместе с пятнами кофе-чая-вина. Вот на такой бумаге сработан цикл "Версии наполнения" - сочетание авторской техники и вышивки шелком Наталии Шимин.

Более традиционно "звучала" на выставке харьковская графика. Работы Павла Макова, Натальи Мироненко, Елены Кудиновой хорошо знакомы киевлянам по галерейным выставкам. Среди новых имен и произведений запомнились монотипия "Святой Георгий" Петра Мося и три работы Владимира Старикова, выполненные в технике де-купаж. Харьковская школа подтвердила свою ориентацию на станковую графику и дизайнерское направление.

Не принесло новых открытий и участие в выставке одесситов. Нужно отметить, что работы в Харькове и Одессе отбирались не куратором выставки, а были предоставлены самими художниками. Может быть, поэтому и одесскую графику представляли те имена, которые не раз появлялись в киевских залах, - Сергей Савченко, Валерий Басанец, Виктор Маринюк. Эти мастера, более известные как живописцы, бережно относятся к графической технике, культивируя белое пространство бумажного листа. Экспрессивная абстракция в темперной работе Савченко, вольная фигуративность в гуаши Маринюка, трепетность штриховых касаний в созданной цветными карандашами композиции Басанца - еще и еще раз убедили нас в том, что "графика - это аристократизм искусства", независимо от того, создают ли ее скульпторы, архитекторы, живописцы или профессиональные графики.

Похожие новости:

Галерея "Триптих"

Галерея
Юбилеи, как и стихийные бедствия, случаются внезапно. В этом году свое первое десятилетие отмечает первая в Киеве галерея "Триптих", уютно расположившаяся на Андреевском спуске. Десять лет назад пятерка друзей-единомышленников организовала творческое объединение. Назвали его - "Триптих". Родителями-учредителями галереи стали Александр Миловзоров, Неля Исупова, Владимир Исупов, Наталья Пикуш, а

Ирина Осадчая - принцесса "ИРЭНА"

Ирина Осадчая - принцесса
В мае галерея "Ирэна" отметит свое восьмилетие. Возраст для человека - детский, но как для киевской галереи - уже солидный. За прошедшие годы тут состоялись выставки более 200 художников. Для многих из них проведенные в ее залах первые персональные выставки стали отправной точкой дальнейшего творческого пути.

Ангелы прилетели

Ангелы прилетели
Наши ангелы почти как перелетные птицы весной. Прилетели. Творческая мастерская и интернет-галерея «Янгол-Арт» собрала под свои «крылом» работы молодых художников и посвятила это собрание Дню влюбленных.

Человек новой культуры

Человек новой культуры
Французский культурный центр представляет работы молодого графика Фредерика Ардити. Нынешняя выставка — последняя из организованных в Украине куратором Анн Паллад. Более пяти лет мадам Паллад знакомила наших соотечественников с современным искусством Франции. Впрочем, директор Центра, госпожа Аиша Керуби заверила публику, что и после возвращения на родину Анн Паллад продолжит сотрудничество и

Альтернатива "розовой абстракции"

Альтернатива
После того как в офисе закончен ремонт и из него ушли строители со своими инструментами и дизайнеры с бесценными (в прямом и переносном смысле) рекомендациями, счастливые владельцы "новорожденного" пространства остаются лицом к лицу с проблемой, чем же еще украсить свою трудовую жизнь.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить