Галерея "Триптих"


Юбилеи, как и стихийные бедствия, случаются внезапно. В этом году свое первое десятилетие отмечает первая в Киеве галерея "Триптих", уютно расположившаяся на Андреевском спуске. Десять лет назад пятерка друзей-единомышленников организовала творческое объединение. Назвали его - "Триптих". Родителями-учредителями галереи стали Александр Миловзоров, Неля Исупова, Владимир Исупов, Наталья Пикуш, а также Нина Лапчик, работающая ныне в Америке. Почему, собственно, назвали "Триптих", что значит "трехчастное произведение"? Скорее всего, образ современного декоративно-прикладного искусства создается тремя древнейшими техниками: керамикой, ткачеством, художественным металлом.

Галерея специализацию выбрала изначально, уже тем самым разительно отличаясь от большинства более молодых последователей галерейного дела. Когда в 1992 году Хип Хагорт, представитель голландского Центра менеджмента искусств и средств массовой информации, читал лекции в Украинской Академии Искусств, он особенно отмечал поразивший его сумбур экспозиций наших галерейно-выставочных залов. В "Триптихе" же чистота стиля была задана, пожалуй, самой историей его возникновения.

Идея творческого союза родилась в начале 1980-х годов как поиск альтернативы секции прикладников Союза художников, где культивировалось псевдонародное искусство. Все то, что не копировало известные образцы, на выставки не допускалось, не имело права быть. Уже трудно представить, что керамика А. Миловзорова, Н. Исуповой, В. Исупова, Л. Богинского, А. Ильинского, Л. Красюк была "крамолой". Вот именно тогда Александр Миловзоров - как истинный лидер - решил объединить "разрозненные силы", сформировать "профессиональную среду", собрав пятнадцать художников-керамистов в мастерских монументального цеха на улице Филатова.

Первая выставка восьмерки самых ярких авторов, создавших новую мифологию декоративно-прикладного искусства, открыла Музей архитектурной керамики в помещении Михайловской трапезной в мае 1987 года. Тогда впервые прозвучали имена многих теперь хорошо известных прикладников. А на волне "перестройки", в 1989-м, был создан пятью названными выше художниками, опять-таки по инициативе А. Миловзорова, первый художественный кооператив.

Тогда они еще не думали о программном создании галереи - хотелось иметь место для общения, что-то вроде клуба или совместной мастерской, где можно обдумывать работы, делиться впечатлениями о творческих поездках, симпозиумах. Первые два года прошли в поиске организационных форм - срабатывала привычная модель "худкомбината": получение и выполнение конкретных заказов по чужому проекту. Но традиционная "двойная" жизнь в работе "на заказ" и "для себя" художников уже не устраивала. Творчество одержало верх.

Вновь созданные ими - иные, чем прежде, еще более смелые произведения захотелось показывать в своем выставочном зале. Так реализовывалась, собственно, галерея, директорами которой были последовательно Тамара Ли, Александр Миловзоров, Наталья Пикуш, теперь - Татьяна Савченко. Но "Триптих" всегда был и остается творческим объединением. все вопросы художественной политики в галерее решает совет учредителей, создавая график выставочной деятельности, рассматривая вопросы рекламных акций, участия в арт-фестивалях.

Многолетняя выставочная деятельность галереи совершенно изменила бытовавшую десятилетиями "табель о рангах" видов искусства, в которой декоративно-прикладному искусству отводилось последнее место по отношению к классически "высоким искусствам" живописи и скульптуры. Экспонируемые здесь работы убедили в том, что, например, керамика, "искусство огня", обожженной глины, исторически первое из творений человека, не может быть "последней". Ведь, как повествует древний шумерский миф, и сам человек был создан из "глины, что над пропастью". Обаяние архаики, открытое художниками ХХ века, возродило интерес к керамическим формам, а конец столетия принес новую образность, освободил от канонов строгой функциональности, открыл выход в сферу пластических поисков.

Оказалось, что керамика может объединять в себе скульптуру, живопись, графику, быть экспрессивной, метафоричной, самой разной. А мини-гобелены, представляемые в галерее, являются, по сути, "теплой живописью" - фактурной, многослойной, сложной. Текстиль и керамика, металлопластика издревле живут в доме с человеком, но, как говорил Чжуан-цзы, "когда сандалии впору, забывают о ногах". Так и привычная, необходимая, даже любимая вещь становится незаметной. Художник же вновь видит в сосуде не просто полезную емкость, а создает "чайник как повод для беседы", по определению известного керамиста Леонида Богинского.

В последние годы авторская керамика стала особенно модной на Западе. Каталоги по интерьеру полны образцов органичного вхождения керамической пластики в жилые и офисные помещения. Неля Исупова отмечает, что ее сын, живущий в Америке, получает заказы на полгода вперед на создание фарфоровых скульптур. У художников галереи тоже есть свои поклонники и постоянные покупатели, составившие уже целые коллекции современного украинского прикладного искусства. Бывают и заказы - "точно такую птицу, но другого цвета". Или как, например, посол Норвегии, приобретя у Н. Исуповой майоликовую расписную "утку с ручкой", попросил сделать портрет любимой собаки, кавказской овчарки, и расписать его "в цветочки".

Иностранцы особенно чутки к своеобразию нашей керамики: к ее раскованности и яркости, "родом" из народного искусства, к "археологизирующему" авангарду, использующему формы сосудов эпохи неолита, найденных в киевских раскопах. Не менее оригинальны гобелены, побуждающие вспомнить и народную картинку, и икону. Специфика декоративно-прикладного искусства в том, что оно всегда близко человеку - независимо от того, воспринимается или нет содержательная сторона произведений. Вспомним хотя бы историю авангарда середины 1910-х годов: супрематическая живопись Казимира Малевича пугала на выставках зрителя своей непонятностью, а вот вышитые народными мастерицами, по его супрематическим же эскизам, подушечки покупались моментально. "В современной живописи много направлений, и, может быть, не каждый сразу способен понять, почувствовать, что хорошо и что плохо. Он должен быть подготовлен, иначе ему трудно. А в пластике сразу все видно, ее можно сразу воспринимать, каждый может выбрать то, что ему нравится", - считает Неля Исупова.

Профессиональное декоративно-прикладное искусство неизменно присутствует в художественном пространстве "Триптиха". Но появляются здесь и выставки "друзей галереи", представляющие с периодичностью раз в год их графические и живописные произведения. Да и сами основатели творческого объединения "грешны" - работают в чистой графике и живописи. Владимир Исупов, Александр Миловзоров - их творчество давно не вмещается в строгие рамки "прикладничества". Не удивительно, что неугомонный Миловзоров открыл рядом с "Триптихом" другую галерею - "36", конкурирующую с первой и создающую тем самым стимул для поиска и обновления.

На фоне пестрой киевской художественной жизни галерея "Триптих" выглядит сегодня уже традиционной. Создатели ее относятся к такому положению самокритично. Но ведь всякое достойное внимания художественное открытие по прошествии времени становится классикой. Галерея - живой организм, с периодами детства, юности, зрелости, стадиями становления и стабильного ровного движения. Однако зрелость, как известно, чревата и самыми неожиданными переменами.

Похожие новости:

Шляпный салон Татьяны Мельниченко

Шляпный салон Татьяны Мельниченко
Дизайнер Татьяна Мелъниченко родилась в старинной киевской семье архитекторов. С детства ее окружал мир образов и звуков, красок и форм. Она получила музыкальное и высшее художественное образование (окончила Киевский Художественный институт, по специальности архитектор).

Владимир Будников

Владимир Будников
Профессор Академии художеств Владимир Будников своей творческой биографией обошел большинство украинских художников - и немного за это поплатился. Бум его европейского успеха вырвал Владимира, коренного киевлянина и сына известного киевского художника, из контекста украинского искусства. Трудно сказать, хорошо то или плохо. Тем более, что равновесие уже восстановилось, и художник результатом

Ирина Осадчая - принцесса "ИРЭНА"

Ирина Осадчая - принцесса
В мае галерея "Ирэна" отметит свое восьмилетие. Возраст для человека - детский, но как для киевской галереи - уже солидный. За прошедшие годы тут состоялись выставки более 200 художников. Для многих из них проведенные в ее залах первые персональные выставки стали отправной точкой дальнейшего творческого пути.

Ангелы прилетели

Ангелы прилетели
Наши ангелы почти как перелетные птицы весной. Прилетели. Творческая мастерская и интернет-галерея «Янгол-Арт» собрала под свои «крылом» работы молодых художников и посвятила это собрание Дню влюбленных.

Домашние «ненужности»

Домашние «ненужности»
Эти объекты — нечто среднее между «взрослыми» произведениями искусства и предметами интерьерного дизайна. С первыми их роднит безусловная уникальность каждого произведения и обязательное наличие художника-автора. С дизайном же сближает, так сказать, облегченная смысловая нагрузка и непременная очевидная декоративность.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить