«Позолоченная» эра японского аниме


Японские анимационные фильмы, главная роль в которых отведена находчивым девочкам с нечеловечески большими глазами и миловидным созданиям с пискливыми голосами, традиционно считались культурной диковинкой, аудитория которой на Западе ограничивалась детьми и страстными любителями мультфильмов.

Но в последние годы рынок аниме, как называют такие фильмы, обрел широкую аудиторию, став одним из самых важных экспортов страны.

По данным министерства торговли и промышленности Японии, в 2002 г. продажи японских анимационных фильмов в США достигли $4,36 млрд., что более чем втрое превышает стоимость импорта стали в страну.

Японская анимация также добилась более широкого признания по всему миру после выхода ленты «Унесенные призраками» режиссера Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), получившего «Оскар» в 2003 г.

Согласно аналитическому центру Dentsu Communication Institute, филиала крупнейшего рекламного агентства страны Dentsu, на родине продажи выросли более чем в 40 раз — с 4,6 млрд. иен в 1975 г. до 191,2 млрд. иен в 2004 г.

Но несмотря на то, что аниме, похоже, вступило в золотую эру, продюсеры, представители правительства и аналитики предупреждают, что долгосрочные перспективы индустрии — не более чем миф. Молодые японцы больше не хотят работать в анимационном кино из-за низкой оплаты и плохих условий труда. В то же время волна спроса на этот жанр вызывает опасения, что качество работы снизилось.

«Будущее японского аниме определенно не подает надежд», — считает Тошио Сузуки (Toshio Suzuki), президент Studio Ghibli, производящей анимационные фильмы г-на Миядзаки.

Вице-президент научно-исследовательского центра при Dentsu Communication Institute Йошихико Фуджии (Yoshihiko Fujii) осуждает низкие зарплаты. «Если посмотреть на цифры, создается впечатление, что индустрия аниме развивается. Но когда речь заходит о тех, кто делает эти ленты, картина складывается удручающая», — говорит он.

Аниме — это кустарная промышленность, в которой компании нанимают огромное количество людей для создания сотен детальных чертежей, необходимых для фильма.

Чтобы сделать 21-минутную программу для обычного телевизионного ролика, необходимо 100 человек, которые будут работать над ним 3—3,5 месяца, поясняет Йошихиро Шимизу (Yoshihiro Shimizu), главный менеджер студии Tezuka Productions, производящей анимацию на основе работы позднего Осаму Тезука (Osamu Tezuka), создателя «Могучего атома» (Astro Boy).

По словам представителей индустрии, несмотря на то, что для выпуска программы необходимо примерно 13 млн. иен, производственная компания получает от телекомпаний в среднем всего 9—10 млн. иен.

Студии Tezuka Productions повезло: она владеет правами на оригинальные чертежи г-на Тезуки, что позволяет ей получать прибыль на мерчандайзинге. «Некоторые производственные компании вообще не имеют прав. Они являются всего лишь субподрядчиками», — объясняет г-н Шимизу.

Если аниме становится хитом, прибыль делится между членами производственного комитета — телекомпанией, рекламным агентством и другими, — финансирующего производство фильма. Часто студия, создавшая аниме, в этот комитет не входит.

«Проблема в том, что производственные компании имеют очень мало конкурентной силы по сравнению с телеканалами, рекламными агентствами и торговыми компаниями, получающими наибольшую прибыль», — отмечает Масахиро Конаи (Masahiro Konai), работающий в токийском районе Suginami Ward, где сконцентрированы 17% компаний по производству аниме в Японии.

Учитывая, что в Японии работают более 430 компаний по выпуску аниме, конкуренция за эфирное время чрезвычайно жесткая, что заставляет многие компании соглашаться на невыгодные условия.

«Наибольшая структурная проблема в индустрии японского аниме заключается в том, что компании, которые его делают, и компании, которые платят за него, сильно отличаются, — подчеркивает г-н Сузуки из Studio Ghibli. — Наша студия успешна, прежде всего, потому, что мы инвестируем в наше производство сами и не передаем свои права на созданные фильмы».

Многие более мелкие производственные компании не имеют финансового потенциала, чтобы делать капиталовложения, или средств на независимое получение прибыли. Как следствие, говорит Кентаро Сугиура (Kentaro Sugiura) из отдела по вопросам хранения и распространения информации при министерстве экономики, торговли и промышленности Японии, «создатели аниме борются за экономическое выживание. Это становится тенденцией».

«В настоящее время все сложнее найти мастеров аниме, поскольку это очень тяжелый труд», — считает г-н Фуджии из Dentsu Communication Institute.

Вместо этого художники-мультипликаторы предпочитают работать в более прибыльной индустрии видео-игр. «До тех пор, пока не появится система, при которой деньги будут возвращаться к создателю фильма и которая сделает анимацию привлекательной работой, индустрия не сможет процветать», — говорит Масаюки Фуджикава (Masayuki Fujikawa), главный менеджер лицензионного отдела в компании Bandai Visual, выпускающей аниме на видео и DVD.

Еще один фактор усиливает это опасение: самая трудоемкая работа перемещается в более дешевые азиатские страны, такие как Китай и Филиппины. В Азию переместилось почти 70% продукции, что грозит истощением индустрии. «Если это будет продолжаться, может случиться так, что в Японии станет невозможно найти кого-нибудь, кто мог бы рисовать», — предупреждает г-н Конаи.

Волна спроса на анимационное искусство стала еще одной причиной для беспокойства, поскольку представители индустрии предупреждают о значительном снижении качества. Каждую неделю в Японии в эфир выходят порядка 70—80 анимационных фильмов. «Такой объем беспрецедентен», — утверждает директор отдела управления производством в Bandai Visual Йошихиро Юено (Yoshihiro Ueno).

Японское правительство отреагировало рядом мер, призванных помочь создателям аниме получать должное вознаграждение. Частные инвесторы также помогают компаниям по производству таких фильмов зарабатывать деньги.

Г-н Шимизу из Tezuka Productions надеется, что рост экспорта, а также распространение широкополосного Интернета и других новых средств передачи данных, предоставят создателям аниме лучший доступ на рынок и укрепят их рыночную позицию по сравнению с телевизионными компаниями.

До тех пор, пока индустрия не найдет способ обучения и вознаграждения новых талантов, золотая эра японского аниме будет скоротечной.

Похожие новости:

Philips планирует сделать новые приобретения

Philips планирует сделать новые приобретения
По словам представителей Philips, в 4-м квартале 2004 г. прибыль компании оказалась выше, чем прогнозировалось, что открывает ей прекрасные возможности для новых приобретений. В то же время группа продолжит продавать некоторые свои активы, чтобы снизить нестабильность в подразделении по производству бытовой электроники.

Из-за невысокого спроса NEC снижает целевые показатели

Из-за невысокого спроса NEC снижает целевые показатели
NEC стала еще одной японской электронно-технической компанией, сообщившей о снижении целевых показателей на этот год из-за сокращения спроса и резкого падения цен на ее продукцию.

Рекордная прибыль японцев

Рекордная прибыль японцев
Президент Toyota Фуджио Чо (Fujio Cho) — типичный представитель высшего руководства этой японской автомобильной компании: ему характерны скромность и тихая уверенность в себе.

Чистая прибыль Dell увеличилась в 3-м квартале

Чистая прибыль Dell увеличилась в 3-м квартале
Благодаря увеличению рыночной доли и более низкой стоимости комплектующих чистая прибыль крупнейшей в мире компании-производителя персональных компьютеров Dell в 3-м финансовом квартале увеличилась на 25%, несмотря на опасения по поводу более низких, чем ожидалось, ассигнований на информационные технологии.

Нелегкий путь DoCoMo

Нелегкий путь DoCoMo
Будучи президентом NTT DoCoMo, Кейджи Тачикава (Keiji Tachikawa) должен обладать развитыми качествами лидера. Однако последние несколько лет стали особенно суровым испытанием его терпения и настойчивости.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить