Герои забытой войны и их вещи


Собирательство — дело эмоциональное и глубоко личное, поэтому мало кто из коллекционеров может объяснить, почему увлекается той или иной тематикой. В галерее «Университет» открылась выставка уникальных предметов из частной коллекции братьев Алексея и Игоря Шереметевых (владельца и исполнительного директора Торгового дома Шереметевых) под названием «Крымская война: украинское наследие». Научным куратором проекта выступил ведущий научный сотрудник Музея героической обороны и освобождения Севастополя Павел Ляшук. Выставка приурочена к 150-летию Крымской войны, событиям которой, по мнению организаторов, не уделяется должного внимания.

Братья Шереметевы выросли в атмосфере интереса к истории: их родители Евгений и Тамара Шереметевы еще в 1968—69 гг. создавали дизайн самой первой экспозиции Музея исторических драгоценностей Украины, были известными знатоками антиквариата. Начало «Крымской» части семейной коллекции в 1983 г. положила случайная покупка в антикварном магазине нескольких пуговок от мундиров российских солдат времен обороны Севастополя. Со временем, по крупицам, из антикварных магазинов, блошиных рынков и строительных котлованов, которыми крымская администрация нещадно избороздила поля былых сражений, у Шереметевых собралась крупнейшая (более 5 тыс. единиц) в стране коллекция предметов, связанных с Крымской войной. Братья всерьез занимались архивным поиском не только в Украине и России, но и в военных музеях Лондона и Парижа, что позволило на редкость подробно атрибутировать и описать все предметы коллекции. Шереметевы и их собрание хорошо известны среди коллег за рубежом, они являются членами Британского общества исследователей Крымской войны (Crimean War Research Society).

Коллекция Шереметевых является частной в широком смысле. Во-первых, потому что не принадлежит какой-либо государственной организации, а, во-вторых, поскольку необыкновенным образом отражает быт людей, 150 лет назад воевавших на крымской земле. Металлические фрагменты обмундирования (пуговицы, пряжки, фрагменты эполет), оружие, ядра и пули, порой, пожалуй, даже менее красноречивы, чем представленные на выставке скромные бытовые предметы: фаянсовые баночки от джема и вишневой (!) зубной пасты; упаковки от первых английских консервов, бутылки из-под французских вин и монеты всех участвовавших в войне стран; глиняные турецкие трубки, именная крышка от коробки для британского офицерского кивера и баночка для медвежьего жира, который офицеры использовали в качестве бриолина даже в полевых условиях. Эти и многие другие свидетельства чужой давней жизни и, очень часто, героической гибели, переводят события военного конфликта в человеческое измерение. Впрочем, экспозиция выставки не дает зрителю «заплутать» в деталях и утратить ощущение целостности. Здесь представлена реконструкция английского, французского и двух русских мундиров, а также тщательно отреставрированные оригиналы планов важнейших битв Крымской войны. Эти экспонаты позволяют зрителю воспринимать частности как взаимодополняющие фрагменты целостной исторической картины. Нужно отдать должное изобретательности братьев Шереметевых в подаче мелких предметов, составляющих большинство коллекции. Например, пуговицы от мундиров того или иного подразделения выставлены в рамках на фоне природного материала (смешанного с галькой песка), взятого на месте сражения, в котором это подразделение участвовало. Такой подход к экспонированию не только помогает избежать дробления экспозиции и фрагментарности ее восприятия, но и придает собранию эмоциональность.

Еще совсем недавно коллекционеры не решались демонстрировать свои собрания широкой публике, боясь вначале советской власти, склонной все «отнимать и делить», а потом — воров. Братья Шереметевы тоже честно признались, что боятся первой публичной презентации своей коллекции. Правда, совсем по иным причинам: их волнует, как выставка будет принята посетителями, что скажет научная общественность, будет ли коллекция признана соотечественниками так же, как, например, англичанами. Но эти страхи — нормальное явление, свидетельствующее о здоровой тенденции: частные коллекции перестают быть тайной за семью замками и все больше вводятся в общенациональный культурный обиход, а собиратели древностей чувствуют ответственность перед соотечественниками за сохранность реликвий. С чем всех нас и поздравляем.

Выставка продлится до 7 декабря Галерея «Университет» Ул. Владимирская, 60 Красный корпус Национального университета им. Т.Г. Шевченко (2 этаж)

Похожие новости:

Шляпный салон Татьяны Мельниченко

Шляпный салон Татьяны Мельниченко
Дизайнер Татьяна Мелъниченко родилась в старинной киевской семье архитекторов. С детства ее окружал мир образов и звуков, красок и форм. Она получила музыкальное и высшее художественное образование (окончила Киевский Художественный институт, по специальности архитектор).

Бесконечный Новый год

Бесконечный Новый год
Не только фоном для празднования, но едва ли не главной его составляющей стала экспозиция галереи. Евгений Карась выставил произведения из своей частной, а потому малодоступной широкой публике коллекции: произведения наивной живописи и народные иконы, убранные антикварными рушниками. Несмотря на очевидную ценность икон и вышивок, особый восторг вызвала именно живопись безымянных авторов,

Амстердам - город мечта

Амстердам - город мечта
Когда речь идет о пивных холостяцких вечеринках, Амстердам сдает свои позиции ставшим доступными в последнее время восточноевропейским столицам — Праге, Таллинну, Риге, Вильнюсу, Будапешту и даже Любляне и Братиславе, где и пиво стоит меньше, и номера в гостиницах дешевле. Вместе с тем отмечается уменьшение числа туристов, жаждущих осмотреть более традиционные достопримечательности, такие как

Выставка "Трипольская Цивилизация"

Выставка
Первый всемирный конгресс «Трипольская цивилизация» актуализировал тему частного коллекционирования древностей Для патриотически настроенного украинского уха фраза «Триполье — колыбель мировой цивилизации» звучит, безусловно, привлекательно. Но насколько правомочно подобное утверждение? Первый всемирный конгресс «Трипольская цивилизация» стал местом оживленных дискуссий между «резидентами» и

Украина впервые примет участие во всемирной выставке «Экспо 2005»

Украина впервые примет участие во всемирной выставке «Экспо 2005»
Всемирная выставка «Экспо» проводится под эгидой Международного бюро выставок раз в 5 лет на протяжении 150 лет и представляет собой самое главное событие международной выставочной индустрии. «Экспо 2005» будет проходить в течение 6 месяцев — с 25 марта по 25 сентября текущего года в Японии под названием «Мудрость природы».

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить