» » Кира Питоева-Лидер: «Не платят только за рабство»

Кира Питоева-Лидер: «Не платят только за рабство»


Мой личный «поход» в революцию начался из Дома-музея Михаила Булгакова. Я зашла туда накануне второго тура выборов перед открытием выставки, посвященной Виктору Некрасову. Два часа, проведенные в стенах булгаковского Дома в последующие дни вспоминались мною неоднократно. Читаю ли тревожные сообщения в электронной почте («слухи грозные, ужасные…), иду ли в колонне демонстрантов на Печерск («если что — уходим вниз, по Лютеранской к Бессарабке, или на Подол, через площадь»), вижу ли колонну улыбающихся курсантов с оранжевыми ленточками (Николка Турбин?). Для меня, как и для многих, Булгаков стал камертоном теперешней киевской ситуации. Возможно, мы пока не отдаем себе отчет в том, сколько силовых линий нашего города сейчас пересеклись в этой точке. О русской культуре в Украине, о Булгакове и его предостережениях мы беседуем с научным руководителем музея Кирой Питоевой-Лидер.

Страна, которая столько лет стояла на коленях, свою свободу должна отработать. И об этом сказано у Булгакова. Вот почему его сейчас все так вспоминают. Не только потому, что «оперетка». А потому, что в его эссе «Грядущие перспективы» главная мысль одна — надо платить. И платить честно. Не платят только за рабство. Многие считают, что мы уже за все рассчитались той ужасной жизнью, которая у нас была. Но платить назад нельзя. Только вперед. Ощутить, что вокруг тебя стоят свободные люди — большего счастья и представить себе не возможно.

Мое счастье начинается с того, что я родилась в Киеве. Наш город — совершенно уникальная точка на планете, во всех смыслах, какие только есть. Они смыкаются на уровне украинской почвы. И одна из осмысленных мною киевских позиций — равное существование двух языков и двух основных национальностей, живущих здесь. Таких похожих и таких разных. И пересечение культур, диффузия порождают такие явления, как Гоголь или Булгаков. И это — божий подарок, который мы не всегда осознаем. Говоря по-русски, я очень часто употребляю украинские определения — ведь так, как «приложат» здесь, больше нигде и не услышишь! Одну из прелестей своей жизни я вижу в том, что владею этими двумя языками. Во мне это вызывает трепет восторга — я чувствую себя свободно на двух культурных полях.

Что делать в сложившейся ситуации? Могу ответить общей фразой — повышать уровень культуры. Уровень мыслей и чувств. Нет времени? А куда нам торопится? Все должно идти естественным путем. Если люди культуры будут выполнять свою основную миссию — воспитание разума и эмоций — все пойдет как надо. А то, что играют на низменных чувствах, — так подобное всегда происходило. Это в первую очередь политика. И если раньше применялась политика русификации, то теперь происходящее в нашей стране — это политика унижения. Ведь восстать должны были те люди, которых сейчас загнали в такое унизительное положение — во все эти вагоны и автобусы. Но получилось наоборот. Значит в данном вопросе — наш огромный пробел. Культура должна была быть на первых позициях. А вспомните, на каком месте упоминается наше министерство культуры? После спорта, после зоопарка…

Есть политика, а есть социум. Человек должен быть гражданином своей страны. Он может не кричать об этом на каждом углу. Но его поступки должны соизмерятся с понятиями гражданского долга. Мы возвращаемся к «затертым» словам. И сейчас задача культуры заключается в том, чтобы очистить эти понятия. Чтобы не стыдно было говорить вслух о своей гражданской позиции. И мне очень приятно, что подготовкой к тому, что мы сейчас имеем счастье наблюдать, было появление таких людей, как Сергей Крымский, Вадим Скуратовский, Мирослав Попович. Они стали не просто кастовыми фигурами. Их мысли и чувства ушли в народ. Это так важно! Главным результатом происходящего сейчас есть то, что народ впервые в истории дорос до своей интеллигенции. Всю мою жизнь образ интеллигента «в шляпе и очках» был у народа ругательством. Теперь, когда я на митинге беседую с совершенно простой женщиной (я, кстати, говорю по-русски, она — по-украински), она характеризует Ющенко как, в первую очередь, «інтелегентну людину». Я впервые услышала подобное именно сейчас.

Что сейчас объединяет людей на площади? То, что все они стали индивидами, каждый почувствовал свою личную ответственность за происходящее. И это — главный признак творческого коллектива. Положение оппозиции всегда определяет формулу страны. Страна, в которой может победить оппозиция, — это страна думающих людей. В Киев съезжаются люди со всей Украины, но когда ты присутствуешь на полуторамиллионном митинге, то не ощущаешь себя в толпе — это не слова, это знает всякий, кто там был! Другое дело, что мыслящие люди не могут отрешиться от мыслей о завтрашнем дне. Все опасности, поджидающие нас в будущем, тоже вызревают тут, на площади. Я вижу опасность в том, что одни и те же люди не могут разрушать и созидать. Это принцип любой революции. И многие из тех, кто сейчас «двигают массы», должны будут уступить место строителям. Хватит ли у них мудрости для этого? Как это произойдет?

Как снять возникшее напряжение? Не знаю. Тут нужны действия, например такие, как инициатива Театра на Подоле, предложившего играть спектакли для участников митинга, чтобы люди могли отдохнуть от «массовости» происходящего, побыть наедине с собой. Ведь каждый день нужно осмыслить, а к вечеру остаешься уже совершенно без сил.

Музей продолжает работать. У меня есть какое-то эгоистическое ощущение причастности к происходящему, но происходящему не на митинге. Все эти 15 лет в нашем музее мы учили людей думать и чувствовать. Мы готовили их к тому, чтобы они стали людьми. Рассказывали о том, как должна жить семья, как мама готовит праздники, как на Пасху старшие дети делают игрушки для младших. Это жизнь на уровне простых, хороших человеческих традиций. И главная из них — вытравливать в себе раба. Сейчас к нам приходит еще больше людей, чем обычно. Мы не можем закрыть музей и уйти на забастовку. Приходят и «оранжевые», и «синие». Люди из Донецка слушают тихо. Без единого вопроса. Но за ними приходят и другие.

Мы присутствуем при перенесении в жизнь булгаковской мифологии. Музей представляет собой ее интерьер, а город, который снова стал Городом, — экстерьер. Люди из города приходят к нам не только для того, чтобы отогреться за кремовыми шторами. Они хотят услышать предсказание. Ведь, как любой настоящий классик, Булгаков провидец. И он говорит устами персонажей «Белой гвардии»: победа только на той стороне, на которой стоит народ.

Похожие новости:

«Белая гвардия» конформистов

«Белая гвардия» конформистов
20 и 21 января на сцене Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец) МХАТ имени Чехова сыграет «Белую гвардию» Михаила Булгакова в постановке Сергея Женовача. Спектаклем «Дни Турбиных», впервые появившемся на сцене МХАТа в 1926 г., Булгаков, театр и ностальгирующая по дореволюционной России часть публики прощались с безвозвратно ушедшим прошлым и пытались навести мосты с

Вернув достоинство, народ обрел самоидентичность

Вернув достоинство, народ обрел самоидентичность
То, как граждане Украины отреагировали на результаты выборов, предложенные Центризбиркомом, удивило многих. Прежде всего, власть. Впервые за все годы независимости народ не стал молча роптать на кухнях, в кофейнях и ресторанах. Почувствовав себя обманутыми, люди вышли протестовать на улицы. К этому обладатели админресурса не были готовы. Но спонтанными действия избирателей можно считать лишь

Американские валенки в украинской револиции

Американские валенки в украинской револиции
Я никогда всерьез не интересовался политикой. Всегда — так, в силу профессиональной необходимости. И вдруг увидел, что практически весь народ — по крайней мере, в Киеве — стал политически грамотным. Забыты сериалы, забыты футбольные матчи, отложены все дела. Не посмотреть новости всех каналов (как «чужих», так и «своих») считается едва ли не преступлением.

В Донецке люди не улыбаются

В Донецке люди не улыбаются
Оранжевая революция продолжается: несмотря на погодные условия и неопределенность ситуации, люди пребывают в приподнятом расположении духа. Создается впечатление, что день «культуры общения», проведение которого практиковали в советские времена, несколько затянулся.

Украина проснулась… и хочет верить

Украина проснулась… и хочет верить
Поговаривали, что украинцы способны только на гастрономические увлечения: подавай им вареники с творогом и пироги с вишнями. Правда, еще любят в земле покопаться, чтобы садик вишневый, огородик на пару гектаров, домик в 3 этажа. Ну что ж, это украинцы тоже очень любят, но «сало и украинские песни» — не все, на что способен наш народ. Обманулись «добрые люди».

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить