» » "Милый, смотри: мой венок поплывёт, не утонет..."

"Милый, смотри: мой венок поплывёт, не утонет..."


В театральном Приднепровье целый год ходили слухи о том, как здорово прошлым летом артисты Запорожского муниципального театра-лаборатории "Vie" устроили праздник Ивана Купала. Ну и, конечно, захотелось на все взглянуть своими глазами, благо хозяин развлекательно-оздоровительного центра "Ориана" Александр Ластенко и в нынешнем году пригласил Виктора Попова и его актеров провести в Канивском купальский праздник.

Для меня он начался еще в здании театра на Хортице, все фойе которого было завалено удивительно пахнущими травами и цветами: участницы танцевального ансамбля - будущие купальские русалки, - директор театра Наталья Москаленко, костюмер, дежурные, - все плели венки. Меня приобщили к языческому празднику, отрядив пополнить запас "исходного материала". Но от современности никуда не уйдешь: лужайки вокруг театра были ощипаны без меня, пришлось взяться за клумбы - так в ход пошли совсем не полевые цветы.

Потом была поездка в Канивское в маленьком театральном автобусе, где чудесным образом уместились человек двадцать артистов, костюмы, десятки венков, несколько больших коробок с реквизитом, из которого особым вниманием пассажиров пользовались трещотки и барабанчики, так что наш автобус со стороны, наверное, сам казался сказочным барабаном на колесах. Была остановка в поле и сбор трав, которые на Ивана Купала обретают чудодейственную силу. На базе "Ориана" я видела подготовку к празднику: как Сергей Цевелев и Николай Махевский складывали поленья для будущих костров, а Дмитрий Московцев мастерил факелы и набивал соломой колесо, как мужчины сообща делали, а женщины одевали и раскрашивали чучело Купалы. Как одним, другим и третьим помогал и все организовывал Виктор Попов.

Ну а когда стемнело - все произошло так или почти так, как пишут в книжках: артисты пели купальские песни, потом все вместе наряжали и одаривали Марену, прыгали через веревочку, перетягивали канат, гадали на венках. А после покатилось к воде горящее колесо, и мы всей гомонящей толпой двинулись за ним к реке. Водили хоровод вокруг Купалы, прыгали через костры, загадав желание, пускали на воду венки с горящими свечками, искали клад, жгли Купалу. И пели, и танцевали до упаду. Потом встречали рассвет...

Правда, нам с Поповым "до упаду" потанцевать не пришлось - я попросила Виктора рассказать о купальском празднике, каким его увидел не гость, не участник, а организатор, режиссер. Интересный получился ракурс.

- Ивана Купала - праздник сельский, а мы его делали для горожан, и в этом вся сложность. Городской житель - потребитель зрелищ, и наибольшие усилия мы приложили к тому, чтобы превратить зрителя в участника обрядовых действий - встречи Купалы, зажигания колеса, гаданий на венках. Поэтому, кстати, мы не стремились, да и не смогли бы сделать купальский праздник по всем канонам, а заведомо шли на его модернизацию. Скажем, сивиллы с дарами в виде пива и прочее в том же духе, - неизбежная дань даже не вкусам, а привычкам нынешнего горожанина. В общем, весь этот боди-арт - разработка сегодняшнего дня и, кстати, не единственная. Ты видела антураж: люди сидят за столиками, уставленными едой и питьем, и смотрят на обряд в прямом смысле со стороны. Нам нужно их втянуть в границы действа - в те же купальские игры, например. В прошлом году мы пошли строго по обрядовой традиции, не учтя, что застолье только-только началось. Представь себе, вытащить людей из-за стола оказалось практически невозможно. В нынешнем году мы разбили все действо на три части: в восемь часов прошлись перед столиками с песнями да прибаутками, как бы зазывая людей на праздник. Через час спели блок купальских песен. А еще час спустя начался собственно праздник. Вообще-то я против нововведений, которые веселят публику. Но, как я уже сказал, тут ничего не поделаешь - у городского человека уже чисто потребительское восприятие. Все-таки крестьянин связан с землей, он знает весь этот процесс: положил зерно - дождись всходов, взошло - напои его, потом жди колоса, вложи силу - собери этот колос, и только зимой можешь себе позволить отдохнуть. Но что есть, то есть - городской зритель привык, чтобы его развлекали. И все-таки, я думаю, надо двигаться не в сторону развлечений, потому что их и так достаточно, они надоедают, а попробовать объединиться с природой, послушать звезды, плеск воды...

- Но ведь к этому надо готовиться, а не то что пришли в 8 вечера, сели, поели-попили-посмотрели, и в 12 уже закончили.

- Да, тем более что если уж люди сели за столики, накушались водки и всего остального, то их уже по традиции нужно веселить и ничего больше. На самом же деле, как мне кажется, есть и потребность, и возможность приобщиться к природе на Ивана Купала. И мне интересно сделать по-настоящему полный цикл этого праздника. Готовясь к нему, люди поют песни - настраивают себя на определенную волну. Ведь Ивана Купала - праздник, связанный с идеей плодородия, когда энергетика природных сил доходит в своем развитии до максимума. В этот день летнего солнцестояния все хвори, болячки человека должны отступить. Недаром зачинать детей стремились именно в это время - тогда они родятся здоровыми, с нормальной психикой.

Этот обряд зародился еще когда наши предки жили замкнутыми сообществами - семьями, племенами. Кровосмешение было грехом, а украсть невесту, как полагалось по обычаю, проще всего было именно на Ивана Купала, когда все дозволено. Украв девушку, парень на следующий день, когда она уже стала его женщиной, присылал к ее родным сватов.

- Ты говорил о нежелательности модернизации праздника. И раз Ивана Купала связан с идеей плодородия, раз это ночь зачатия, какая ж тут может быть водка...

- Вот именно! В лучшем случае - медовуха. А это, кстати, невероятная энергия! Я однажды, будучи во Владимире, попробовал и понял, почему славяне - веселый народ. Медовуха - напиток именно веселящий: голова светлая, а тело в это время расслаблено. Я сам не ожидал: пьется как сок, но встать невозможно. Потом - дурацкое веселье: губы улыбаются, ты ходишь, радуешься. А водка - она же угнетает.

Кстати, Ивана Купала, как и другие языческие праздники, был связан с земледельческим циклом. В этот день самое горячее солнце, которое надо умилостивить, чтобы оно пошло на зиму. Вот Купалу всю ночь и упрашивают, чтобы ослабил жару, позволил убрать хлеб. Празднуя, крестьяне готовились к тому, чтобы до сентября не разгибая спины работать в поле, убирать урожай.

- Для вас это самое "не разгибая спины" пришлось как раз на Ивана Купала...

- Да уж... Артисты взяли на себя невероятный труд. Если я перечислю, что они сделали до выхода на сцену, ты просто не поверишь: все - до гвоздика, до соломинки - дело их рук. Одних веночков сплели шестьдесят штук, а потом девушки уже во время праздника доплетали - не хватило на всех гостей.

У нас, к сожалению, все рассчитано на то, что артист - это человек "на издохе". Невозможно быть артистом, как это обычно представляют: костюм, бабочка - вышел, свои положенные двадцать минут отрапортовал и ушел. Мы сродни тем людям, которые устраивали первые праздники, и в этом смысле у нас действительно вышел сельский праздник. Все ли в нем меня устроило? Нет, во второй половине естественный его ход был немного нарушен. Поэтому я не думаю, что к рассвету возникнет Нечто. А вот в прошлом году... То ли потому, что впервые, то ли по другой причине - мы полностью отдались празднику, и когда он кончился, поначалу испытали дикую усталость. Но спать никто не ложился, и к утру на рассвете у меня возникло такое состояние, которое трудно передать словами. Это, наверное, состояние моего детства: шевелились волосы, горели уши, я не понимал, с чем это связано, а просто ощущал: вот детство, крылья - и я лечу!..

Я уже сказал, что очень хотел бы сделать полный цикл Ивана Купалы. И место есть замечательное - легендарный остров Байда, Малая Хортица. Он сейчас закрыт - там профилакторий "Запорожстали". И если бы городские власти договорились, можно было бы на неделю занять этот остров и устроить праздник по-настоящему. Почему именно на Малой Хортице? Во-первых, замкнутая территория, во-вторых, вода. И потом, это непростой остров - на нем был замок князя Вишневецкого, там появилась самая первая Сечь. Все началось оттуда, зарождалось там, должно рождаться и сегодня.

- Праздник, связанный с днем летнего солнцестояния, мы отмечаем не с 22 на 23 июня, а, словно стесняясь его языческого происхождения и в попытке христианизировать его, празднуем на две недели позже. Не сбивает ли это его природную силу? - Сбивает, конечно. Но все-таки меня радует, что мы устроили это действо, когда природные силы пошли на спад. Ты видела, как ребенок сегодня упал - его родители тащили с собой прыгать через костер... Представь себе, если бы это случилось двадцать второго июня, в самый пик, с его мощной энергетикой... Нет, все правильно: по обряду и полагалось прыгать через костер. Но я ведь не зря сказал, что к этому празднику надо готовиться, а не так - из-за столиков вышли да и давай сигать. Вот народ и входит в раж, перестает себя контролировать - потому что водка, потому что психика расшатана. На Ивана Купала водку нельзя пить - тебя Бог водит за руку. В настоящем обряде все по-другому, там прыжки через костер - это не бешеное увеселение. Мы свою хворь, свою черную энергию должны в огне сжечь, мы себя должны сквозь пламя протолкнуть...

- А ты прыгал через костер?

- Нет, у меня уже к полуночи и ноги не ходили, и руки не разгибались... Нет, я по другую сторону праздника. Глупые слова - режиссер праздника, но это действительно так. Глупые - потому, что праздник - это свободное волеизъявление людей. Его можно устраивать, организовывать, но не режиссировать. Разница в том, что я как режиссер останавливаю, пресекаю все, что не вписывается в сюжет. Я контролирую сюжет. Но кто же имеет право на всамделишном празднике сказать, как кому праздновать, если все организовано правильно, если есть живая традиция, то есть когда это делается из поколения в поколение, из года в год? Эта живая традиция и утеряна.

Вот одновременно с нами еще шестнадцать учреждений и закрытых баз выпивали тонны водки и пива - якобы праздновали Ивана Купала. Пойми, я это не в осуждение говорю. Я просто размышляю: городское сознание пытается себя подстраивать под крестьянское, это не получается, а выходит невероятная подмена - веселье заменяется водкой, бешеной музыкой. И все призывы ведущего "Послушаем природу" в такой среде становятся формальными.

- Ты видел настоящие купальские праздники до того, как сам стал их ставить?

- Увы. Нет возможности ездить. Но я не только купальские праздники, а и рождественские пробовал делать. И вот мне привезли кассету - как ходят по селу в Западной Украине не мальчики с звездой, а взрослые мужики. И самое интересное - что эти мужики стоят под окном и поют, может быть, минут двадцать, не напрягая ни себя, ни хозяев. Поют и поют, а им не открывают. Они продолжают петь - вот им открыли, дали что-то. За восемь-девять часов светового дня они обошли, скажем, двадцать дворов, но для них не в этом удовольствие - "обобрать" кого-то, а в самом пении. Люди ничего не выдумывают, они просто ходят и поют ритуальные песни, как пели их деды и прадеды. Вот она, живая традиция...

Прав Виктор Попов: в Западной Украине живы традиции, у нас же о них мало кто помнит. Но дерево может возродиться - были бы живы корни. А корень любого праздника - поэтическое ощущение жизни. Пусть простят меня организаторы замечательного купальского свята, но самым сильным его впечатлением был миг, когда десятки женщин спустили на воду свои венки с горящими свечечками, и только что галдевшая толпа вдруг замерла, глядя на это чудо - огоньки в цветах, плывущие по ночному Днепру. Говорят, если венок не потонет - желание сбудется. Плыви, мой венок...

Похожие новости:

Виктор Попов: "Let my people go"

Виктор Попов:
Одним из лучших спектаклей прошлого театрального сезона в регионе стала постановка днепропетровским театром-студией "Верим!" "Руфина и Присциллы" Леси Украинки, сюжета из истории раннего христианства. Много было разговоров вокруг этого спектакля, в том числе и о том, насколько уместно морализаторство в театре, годятся ли сценические подмостки для проповеди религиозных идей.

Фестиваль, детский сад и тайны профессии

Фестиваль, детский сад и тайны профессии
- В советские времена существовало настоящее братство кукольников, лет 10-12 назад связи прервались. Поэтому на Самарском фестивале все мы были друг другу в новинку. Участие в этом кукольном празднике позволило нам восстановить с коллегами контакты, которые необходимы любому профессионалу.

Сезон "Банкрота" и "Овечки"

Сезон
В театрах заканчивается отпуская пора, вовсю идет подготовка к новому сезону. О том, что нового предложит своим поклонникам Днепродзержинский музыкально-драматический театр им. Леси Украинки, рассказывает главный режиссер театра Сергей Чулков.

Сергей Курилов: "Я вспоминаю горизонт..."

Сергей Курилов:
Байкал. Байкальская Инструкторская Школа. Ольхон. Всего две недели. С того времени прошло уже больше двух лет, но я вспоминаю об этом так, как будто это было вчера, ну в крайнем случае месяц назад.

Самый оригинальный вариант встречи Нового года

Самый оригинальный вариант встречи Нового года
Каждый год 31 декабря мы с друзьями… ходим в море. Это наша традиция. Я считаю себя человеком, который нашел себя, я буквально влюблен в море, оно — вся моя жизнь. Жизнь, которую я не променяла бы ни на какую другую.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить