» » "Милый, смотри: мой венок поплывёт, не утонет..."

"Милый, смотри: мой венок поплывёт, не утонет..."


В театральном Приднепровье целый год ходили слухи о том, как здорово прошлым летом артисты Запорожского муниципального театра-лаборатории "Vie" устроили праздник Ивана Купала. Ну и, конечно, захотелось на все взглянуть своими глазами, благо хозяин развлекательно-оздоровительного центра "Ориана" Александр Ластенко и в нынешнем году пригласил Виктора Попова и его актеров провести в Канивском купальский праздник.

Для меня он начался еще в здании театра на Хортице, все фойе которого было завалено удивительно пахнущими травами и цветами: участницы танцевального ансамбля - будущие купальские русалки, - директор театра Наталья Москаленко, костюмер, дежурные, - все плели венки. Меня приобщили к языческому празднику, отрядив пополнить запас "исходного материала". Но от современности никуда не уйдешь: лужайки вокруг театра были ощипаны без меня, пришлось взяться за клумбы - так в ход пошли совсем не полевые цветы.

Потом была поездка в Канивское в маленьком театральном автобусе, где чудесным образом уместились человек двадцать артистов, костюмы, десятки венков, несколько больших коробок с реквизитом, из которого особым вниманием пассажиров пользовались трещотки и барабанчики, так что наш автобус со стороны, наверное, сам казался сказочным барабаном на колесах. Была остановка в поле и сбор трав, которые на Ивана Купала обретают чудодейственную силу. На базе "Ориана" я видела подготовку к празднику: как Сергей Цевелев и Николай Махевский складывали поленья для будущих костров, а Дмитрий Московцев мастерил факелы и набивал соломой колесо, как мужчины сообща делали, а женщины одевали и раскрашивали чучело Купалы. Как одним, другим и третьим помогал и все организовывал Виктор Попов.

Ну а когда стемнело - все произошло так или почти так, как пишут в книжках: артисты пели купальские песни, потом все вместе наряжали и одаривали Марену, прыгали через веревочку, перетягивали канат, гадали на венках. А после покатилось к воде горящее колесо, и мы всей гомонящей толпой двинулись за ним к реке. Водили хоровод вокруг Купалы, прыгали через костры, загадав желание, пускали на воду венки с горящими свечками, искали клад, жгли Купалу. И пели, и танцевали до упаду. Потом встречали рассвет...

Правда, нам с Поповым "до упаду" потанцевать не пришлось - я попросила Виктора рассказать о купальском празднике, каким его увидел не гость, не участник, а организатор, режиссер. Интересный получился ракурс.

- Ивана Купала - праздник сельский, а мы его делали для горожан, и в этом вся сложность. Городской житель - потребитель зрелищ, и наибольшие усилия мы приложили к тому, чтобы превратить зрителя в участника обрядовых действий - встречи Купалы, зажигания колеса, гаданий на венках. Поэтому, кстати, мы не стремились, да и не смогли бы сделать купальский праздник по всем канонам, а заведомо шли на его модернизацию. Скажем, сивиллы с дарами в виде пива и прочее в том же духе, - неизбежная дань даже не вкусам, а привычкам нынешнего горожанина. В общем, весь этот боди-арт - разработка сегодняшнего дня и, кстати, не единственная. Ты видела антураж: люди сидят за столиками, уставленными едой и питьем, и смотрят на обряд в прямом смысле со стороны. Нам нужно их втянуть в границы действа - в те же купальские игры, например. В прошлом году мы пошли строго по обрядовой традиции, не учтя, что застолье только-только началось. Представь себе, вытащить людей из-за стола оказалось практически невозможно. В нынешнем году мы разбили все действо на три части: в восемь часов прошлись перед столиками с песнями да прибаутками, как бы зазывая людей на праздник. Через час спели блок купальских песен. А еще час спустя начался собственно праздник. Вообще-то я против нововведений, которые веселят публику. Но, как я уже сказал, тут ничего не поделаешь - у городского человека уже чисто потребительское восприятие. Все-таки крестьянин связан с землей, он знает весь этот процесс: положил зерно - дождись всходов, взошло - напои его, потом жди колоса, вложи силу - собери этот колос, и только зимой можешь себе позволить отдохнуть. Но что есть, то есть - городской зритель привык, чтобы его развлекали. И все-таки, я думаю, надо двигаться не в сторону развлечений, потому что их и так достаточно, они надоедают, а попробовать объединиться с природой, послушать звезды, плеск воды...

- Но ведь к этому надо готовиться, а не то что пришли в 8 вечера, сели, поели-попили-посмотрели, и в 12 уже закончили.

- Да, тем более что если уж люди сели за столики, накушались водки и всего остального, то их уже по традиции нужно веселить и ничего больше. На самом же деле, как мне кажется, есть и потребность, и возможность приобщиться к природе на Ивана Купала. И мне интересно сделать по-настоящему полный цикл этого праздника. Готовясь к нему, люди поют песни - настраивают себя на определенную волну. Ведь Ивана Купала - праздник, связанный с идеей плодородия, когда энергетика природных сил доходит в своем развитии до максимума. В этот день летнего солнцестояния все хвори, болячки человека должны отступить. Недаром зачинать детей стремились именно в это время - тогда они родятся здоровыми, с нормальной психикой.

Этот обряд зародился еще когда наши предки жили замкнутыми сообществами - семьями, племенами. Кровосмешение было грехом, а украсть невесту, как полагалось по обычаю, проще всего было именно на Ивана Купала, когда все дозволено. Украв девушку, парень на следующий день, когда она уже стала его женщиной, присылал к ее родным сватов.

- Ты говорил о нежелательности модернизации праздника. И раз Ивана Купала связан с идеей плодородия, раз это ночь зачатия, какая ж тут может быть водка...

- Вот именно! В лучшем случае - медовуха. А это, кстати, невероятная энергия! Я однажды, будучи во Владимире, попробовал и понял, почему славяне - веселый народ. Медовуха - напиток именно веселящий: голова светлая, а тело в это время расслаблено. Я сам не ожидал: пьется как сок, но встать невозможно. Потом - дурацкое веселье: губы улыбаются, ты ходишь, радуешься. А водка - она же угнетает.

Кстати, Ивана Купала, как и другие языческие праздники, был связан с земледельческим циклом. В этот день самое горячее солнце, которое надо умилостивить, чтобы оно пошло на зиму. Вот Купалу всю ночь и упрашивают, чтобы ослабил жару, позволил убрать хлеб. Празднуя, крестьяне готовились к тому, чтобы до сентября не разгибая спины работать в поле, убирать урожай.

- Для вас это самое "не разгибая спины" пришлось как раз на Ивана Купала...

- Да уж... Артисты взяли на себя невероятный труд. Если я перечислю, что они сделали до выхода на сцену, ты просто не поверишь: все - до гвоздика, до соломинки - дело их рук. Одних веночков сплели шестьдесят штук, а потом девушки уже во время праздника доплетали - не хватило на всех гостей.

У нас, к сожалению, все рассчитано на то, что артист - это человек "на издохе". Невозможно быть артистом, как это обычно представляют: костюм, бабочка - вышел, свои положенные двадцать минут отрапортовал и ушел. Мы сродни тем людям, которые устраивали первые праздники, и в этом смысле у нас действительно вышел сельский праздник. Все ли в нем меня устроило? Нет, во второй половине естественный его ход был немного нарушен. Поэтому я не думаю, что к рассвету возникнет Нечто. А вот в прошлом году... То ли потому, что впервые, то ли по другой причине - мы полностью отдались празднику, и когда он кончился, поначалу испытали дикую усталость. Но спать никто не ложился, и к утру на рассвете у меня возникло такое состояние, которое трудно передать словами. Это, наверное, состояние моего детства: шевелились волосы, горели уши, я не понимал, с чем это связано, а просто ощущал: вот детство, крылья - и я лечу!..

Я уже сказал, что очень хотел бы сделать полный цикл Ивана Купалы. И место есть замечательное - легендарный остров Байда, Малая Хортица. Он сейчас закрыт - там профилакторий "Запорожстали". И если бы городские власти договорились, можно было бы на неделю занять этот остров и устроить праздник по-настоящему. Почему именно на Малой Хортице? Во-первых, замкнутая территория, во-вторых, вода. И потом, это непростой остров - на нем был замок князя Вишневецкого, там появилась самая первая Сечь. Все началось оттуда, зарождалось там, должно рождаться и сегодня.

- Праздник, связанный с днем летнего солнцестояния, мы отмечаем не с 22 на 23 июня, а, словно стесняясь его языческого происхождения и в попытке христианизировать его, празднуем на две недели позже. Не сбивает ли это его природную силу? - Сбивает, конечно. Но все-таки меня радует, что мы устроили это действо, когда природные силы пошли на спад. Ты видела, как ребенок сегодня упал - его родители тащили с собой прыгать через костер... Представь себе, если бы это случилось двадцать второго июня, в самый пик, с его мощной энергетикой... Нет, все правильно: по обряду и полагалось прыгать через костер. Но я ведь не зря сказал, что к этому празднику надо готовиться, а не так - из-за столиков вышли да и давай сигать. Вот народ и входит в раж, перестает себя контролировать - потому что водка, потому что психика расшатана. На Ивана Купала водку нельзя пить - тебя Бог водит за руку. В настоящем обряде все по-другому, там прыжки через костер - это не бешеное увеселение. Мы свою хворь, свою черную энергию должны в огне сжечь, мы себя должны сквозь пламя протолкнуть...

- А ты прыгал через костер?

- Нет, у меня уже к полуночи и ноги не ходили, и руки не разгибались... Нет, я по другую сторону праздника. Глупые слова - режиссер праздника, но это действительно так. Глупые - потому, что праздник - это свободное волеизъявление людей. Его можно устраивать, организовывать, но не режиссировать. Разница в том, что я как режиссер останавливаю, пресекаю все, что не вписывается в сюжет. Я контролирую сюжет. Но кто же имеет право на всамделишном празднике сказать, как кому праздновать, если все организовано правильно, если есть живая традиция, то есть когда это делается из поколения в поколение, из года в год? Эта живая традиция и утеряна.

Вот одновременно с нами еще шестнадцать учреждений и закрытых баз выпивали тонны водки и пива - якобы праздновали Ивана Купала. Пойми, я это не в осуждение говорю. Я просто размышляю: городское сознание пытается себя подстраивать под крестьянское, это не получается, а выходит невероятная подмена - веселье заменяется водкой, бешеной музыкой. И все призывы ведущего "Послушаем природу" в такой среде становятся формальными.

- Ты видел настоящие купальские праздники до того, как сам стал их ставить?

- Увы. Нет возможности ездить. Но я не только купальские праздники, а и рождественские пробовал делать. И вот мне привезли кассету - как ходят по селу в Западной Украине не мальчики с звездой, а взрослые мужики. И самое интересное - что эти мужики стоят под окном и поют, может быть, минут двадцать, не напрягая ни себя, ни хозяев. Поют и поют, а им не открывают. Они продолжают петь - вот им открыли, дали что-то. За восемь-девять часов светового дня они обошли, скажем, двадцать дворов, но для них не в этом удовольствие - "обобрать" кого-то, а в самом пении. Люди ничего не выдумывают, они просто ходят и поют ритуальные песни, как пели их деды и прадеды. Вот она, живая традиция...

Прав Виктор Попов: в Западной Украине живы традиции, у нас же о них мало кто помнит. Но дерево может возродиться - были бы живы корни. А корень любого праздника - поэтическое ощущение жизни. Пусть простят меня организаторы замечательного купальского свята, но самым сильным его впечатлением был миг, когда десятки женщин спустили на воду свои венки с горящими свечечками, и только что галдевшая толпа вдруг замерла, глядя на это чудо - огоньки в цветах, плывущие по ночному Днепру. Говорят, если венок не потонет - желание сбудется. Плыви, мой венок...

Похожие новости:

Виктор Попов: "Let my people go"

Виктор Попов:
Одним из лучших спектаклей прошлого театрального сезона в регионе стала постановка днепропетровским театром-студией "Верим!" "Руфина и Присциллы" Леси Украинки, сюжета из истории раннего христианства. Много было разговоров вокруг этого спектакля, в том числе и о том, насколько уместно морализаторство в театре, годятся ли сценические подмостки для проповеди религиозных идей.

Фестиваль, детский сад и тайны профессии

Фестиваль, детский сад и тайны профессии
- В советские времена существовало настоящее братство кукольников, лет 10-12 назад связи прервались. Поэтому на Самарском фестивале все мы были друг другу в новинку. Участие в этом кукольном празднике позволило нам восстановить с коллегами контакты, которые необходимы любому профессионалу.

Сезон "Банкрота" и "Овечки"

Сезон
В театрах заканчивается отпуская пора, вовсю идет подготовка к новому сезону. О том, что нового предложит своим поклонникам Днепродзержинский музыкально-драматический театр им. Леси Украинки, рассказывает главный режиссер театра Сергей Чулков.

Сергей Курилов: "Я вспоминаю горизонт..."

Сергей Курилов:
Байкал. Байкальская Инструкторская Школа. Ольхон. Всего две недели. С того времени прошло уже больше двух лет, но я вспоминаю об этом так, как будто это было вчера, ну в крайнем случае месяц назад.

Самый оригинальный вариант встречи Нового года

Самый оригинальный вариант встречи Нового года
Каждый год 31 декабря мы с друзьями… ходим в море. Это наша традиция. Я считаю себя человеком, который нашел себя, я буквально влюблен в море, оно — вся моя жизнь. Жизнь, которую я не променяла бы ни на какую другую.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"
Читаю постоянно
От случая к случаю
Моя любимая газета
Встречал и получше

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить