» » Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине

Наблюдательные советы акционерных обществ в Украине


Сравнение несравнимого

В настоящей статье рассматривается принцип, наименее урегулированный в украинском законодательстве и наиболее проблемный с точки зрения практики. Он касается деятельности наблюдательных советов акционерных обществ. Необходимо отметить, что этому органу управления в Законе Украины "О хозяйственных обществах" посвящена всего одна статья.

Итак, Принцип ОЭСР гласит:

Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за деятельностью правления со стороны наблюдательного совета, а также подотчетность наблюдательного совета обществу и акционерам. Ранее уже отмечалось, что в мире существует несколько моделей корпоративного управления. В соответствии с Законом Украины "О хозяйственных обществах" наблюдательный совет представляет интересы акционеров в период между общими собраниями и контролирует и регулирует деятельность правления. При этом члены правления не могут входить в состав наблюдательного совета и наоборот. Поскольку законодательное регулирование деятельности наблюдательных советов оставляет желать лучшего, логичнее будет сравнивать не только нормативную базу, но и практику, сложившуюся в Украине за этот период. Реализация вышеуказанного принципа возможна через внедрение ряда механизмов.

Члены наблюдательного совета должны действовать на основе всей необходимой информации, добросовестно, с должной заботливостью и осторожностью, в наилучших интересах общества и акционеров. В большинстве стран-членов ОЭСР обязанность членов наблюдательного совета действовать добросовестно и в наилучших интересах общества закреплена законодательно. Это - фидуциарная обязанность должностных лиц, уходящая своими корнями в так называемую агентскую теорию, согласно которой все должностные лица органов управления признаются "агентами", или "представителями" общества (а не конкретных акционеров, которые их выбрали!). Поскольку любой представитель обязан действовать в интересах того, кого он представляет, на должностных лиц и возлагается обязанность действовать добросовестно и в наилучших интересах общества. Таким образом, при обсуждении решений члены наблюдательного совета должны оценивать последствия их принятия с точки зрения выгодности и целесообразности именно для общества в целом, а не для той или иной группы акционеров. К сожалению, в Украине этот институт пока не развит. Проект Закона Украины "Об акционерных обществах" предусматривает сходную норму. Ее введение откроет акционерным обществам широкий спектр механизмов для повышения эффективности работы органов управления и должностных лиц общества. Скептики могут заметить, что понятия "добросовестности", "должной заботливости" и так далее являются довольно расплывчатыми. Однако у автора есть все основания считать, что они "приживутся" на украинской правовой базе, отчасти благодаря новому Гражданскому Кодексу.

Если решения наблюдательного совета могут по-разному воздействовать на различные группы акционеров, наблюдательный совет должен справедливо относиться ко всем акционерам. Данная обязанность членов наблюдательного совета производна от фидуциарной обязанности, а также учитывает предыдущие принципы, посвященные одинаковому отношению к акционерам. Украинская действительность показывает, что члены наблюдательного совета лишь изредка учитывают интересы других акционеров. Как правило, наблюдательные советы формируются из числа крупных акционеров. Очень часто в обществах, где есть только один крупный акционер, он имеет несколько, а то и подавляющее большинство своих представителей. Наиболее известным акционером, часто прибегающим к таким действиям, является государство, продолжающее даже после выполнения плана приватизации "избирать" в состав наблюдательных советов представителей ФГИ, Министерств, банков и т.д.
Главной задачей наблюдательного совета является представительство и обеспечение баланса интересов всех акционеров и всех участников корпоративных отношений, а это можно сделать только путем внедрения вышеуказанного механизма.

Наблюдательный совет должен выполнять определенные ключевые функции. Перечень ключевых функций, которые, по мнению стран-членов ОЭСР, должны быть присущи именно наблюдательным советам, довольно короткий. К сожалению, в украинском законодательстве нет даже такого. Отсутствие перечня полномочий, наверное, и привело к тому, что так долго роль этого органа управления не понималась и не воспринималась. Попытка "подсказать" обществам была сделана только в конце 1994 года - в Типовом уставе открытого акционерного общества, утвержденном приказом Фонда государственного имущества Украины и Министерства экономики (787/177). Закон Украины "О хозяйственных обществах" лишь вскользь упоминает о том, что вопросы, относящиеся к исключительной компетенции наблюдательного совета общества, должны быть предусмотрены в уставе и не могут быть переданы исполнительным органам общества. На практике акционерные общества часто передают наблюдательному совету вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания. Однако для построения эффективной системы корпоративного управления этого недостаточно. Необходимо, прежде всего, осознать роль наблюдательного совета и изучить мировую практику. Ниже приведены функции, определенные ОЭСР. Читатели могут проверить себя и свои акционерные общества на предмет того, насколько близко они подошли к "идеалу". Итак, к ключевым функциям наблюдательного совета относятся:

определение корпоративной стратегии, политики управления рисками, основных планов действий, а также контроль за основными расходами;

подбор и (в случае необходимости) замена ключевых должностных лиц, назначение им оплаты, контроль их деятельности, обеспечение преемственности;

пересмотр размеров вознаграждений членов наблюдательного совета и правления, обеспечение формального и прозрачного процесса выдвижения членов наблюдательного совета;

контроль и урегулирование потенциальных конфликтов интересов, включая использование активов общества в личных целях и злоупотребления при совершении сделок между связанными сторонами;

обеспечение целостности систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности общества;

контроль эффективности практики управления и при необходимости внесение в нее изменений;

контроль процесса раскрытия и распространения информации.

В настоящее время большинство из этих функций либо вообще не предусмотрены действующим законодательством, либо отнесены к компетенции общего собрания.

Наблюдательный совет должен иметь возможность выносить объективные суждения по делам общества, не будучи зависимым от правления. Именно независимость от правления обеспечивает наблюдательному совету эффективность в защите прав и законных интересов акционеров. Для Украины характерно большое число "карманных" наблюдательных советов, полномочия которых закреплены только на бумаге. Это, как правило, случается в обществах с большим числом акционеров - членов трудового коллектива. Правление, не желая "сдавать позиции", продолжает управлять обществом, оставляя наиболее важные вопросы в своей компетенции. В наблюдательные советы таких обществ избираются, обычно работники общества, находящиеся в подчинении председателя правления. В этом случае о независимости говорить не приходится. Под угрозой увольнения такой член наблюдательного совета вряд ли будет действовать разумно и в интересах общества. Понятие "независимых" директоров пока не закреплено в действующем законодательстве Украины (Принципы таковыми называют лиц, не занимающих административных должностей и способных выносить независимые суждения). Однако введение такого понятия возможно даже в существующей правовой базе. Устав общества, например, может содержать "независимость" как одно из требований к кандидатам на соответствующие должности. При этом в уставе должно быть предусмотрено минимальное количество независимых членов наблюдательного совета.

Члены наблюдательного совета должны иметь доступ к точной и своевременной информации. Члены наблюдательного совета должны обеспечиваться полной информацией для принятия взвешенных решений. Западные эксперты иногда шутят, что член наблюдательного совета знает об обществе ровно столько, сколько он успевает прочитать в машине по дороге из аэропорта на заседание. О результатах такой информированности можно только догадываться. Если общество заинтересовано в эффективной работе наблюдательного совета - оно должно побеспокоиться о том, чтобы информация была всегда своевременной и полной. Если говорить об Украине, то с вопросами информированности вообще, и членов наблюдательных советов в частности, дела обстоят крайне негативно. Как уже отмечалось ранее, право на получение информации является наиболее нарушаемым в Украине. При существующей тенденции к усилению роли наблюдательный советов законодательство до сих пор не содержит ни норм, устанавливающих обязанность правления предоставлять информацию, ни перечня документов, которые должны подготавливаться и предоставляться. Факт получения информации членом наблюдательного совета зачастую находится в прямой зависимости от отношений с правлением. При существовании конфликта это право приходится отстаивать в судебном порядке. Пока ситуацию спасает и делает выигрышной лишь то, что все члены наблюдательного совета являются акционерами. Реализуя свое право на получение информации, они имеют возможность получить таковую от правления.

Ключевым звеном в вопросах предоставления и обмена информацией в обществе может стать позиция корпоративного секретаря. Этот институт является новым для законодательства Украины и не распространенным для практики корпоративного управления. На сегодня, те немногие акционерные общества, которые решили провести эксперимент и ввели такую должность, отметили значительное улучшение отношений не только между правлением и наблюдательным советом, но и между акционерами. Более подробно речь о корпоративных секретарях и их функциях пойдет в следующих публикациях.

Похожие новости:

Заседание совета ПФТС может быть сорвано

Заседание совета ПФТС может быть сорвано
Заседание совета ПФТС запланировано на 24 декабря может быть сорвано. Сейчас инициативная группа участников ассоциации требует внесения изменений в устав биржи, состав совета ПФТС и устранения действующего президента ассоциации с должности.

Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины

Сравнение несравнимого: принципы ОЭСР и законодательство Украины
В настоящее время все чаще звучат аргументы в пользу принятия в Украине Кодекса или Принципов корпоративного управления. Вероятно, этот документ будет своего рода отражением Принципов Корпоративного управления ОЭСР в нормативной базе Украины. В отсутствие законодательства Кодекс сыграет роль свода правил, учитывающих мировой опыт и применяемых в украинской правовой системе.

Отношения Акционерного Общества с акционерами

Отношения Акционерного Общества с акционерами
Появление разнообразных организационно-правовых форм предприятий стало одним из новых явлений для недавно начавшегося перехода к рыночной экономике - трудного, сопровождаемого "скрипом и стоном". Среди упомянутых оргформ традиционно особняком стоят весьма популярные в народе акционерные общества (АО).

Важнейшие аспекты деятельности наблюдательных советов

Важнейшие аспекты деятельности наблюдательных советов
Для члена и тем более председателя наблюдательного совета компании (фирмы) владение основными положениями стратегического менеджмента является профессиональной необходимостью.

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов

Как защитить интересы акционерного общества в условиях конфликта интересов
Большинство развитых стран допускают заключение сделок с учетом заинтересованности должностных лиц, но четко регулируют процесс принятия решений и обязывают директоров, лично заинтересованных в сделке, предварительно раскрывать информацию о такой заинтересованности и не принимать участия в голосовании по данному вопросу. При этом ответственность предусмотрена не «автоматически», а только в случае

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить