» » Насколько реально осуществление амбициозной кампании по борьбе с бедностью?

Насколько реально осуществление амбициозной кампании по борьбе с бедностью?


Страшное опустошение, оставленное схлынувшей обратно в море громадной волной, с шокирующей ясностью в очередной раз подтвердило, насколько хрупка человеческая жизнь.

Последствия цунами, впрочем, не только в том, что нашего внимания требуют азиатские страны, оказавшиеся после удара стихии в ужасающем состоянии. Но и в том, что это внимание теперь не достанется другим беднейшим государствам мира. В наступившем году развернута международная кампания за предоставление большей финансовой помощи, списание долгов и обеспечение доступа на рынки для стран, безнадежно погрязших в бедности. Она уже столкнулась с серьезными препятствиями, но не исключено, что теперь ей придется конкурировать за деньги и внимание с более насущными проблемами, вызванными стихийным бедствием в Азии.

В 2005 г. богатые страны намеревались возобновить усилия, направленные на развитие, в том числе на Африканском континенте. Председательствующая в «Большой восьмерке» Великобритания собирается настаивать на выделении большего количества средств для помощи бедным странам, а также на списании значительной части их долгов. Эти планы будут изложены в весеннем отчете, подготовленном комиссией по Африке, созданной по распоряжению премьер-министра Тони Блэра. В сентябре на саммите ООН ее членам предстоит оценить результаты выполнения Целей развития тысячелетия (Millennium Development Goals), принятых на период до 2015 г. А в декабре министры стран-членов Всемирной торговой организации обсудят в Гонконге, что делать с текущим раундом переговоров о либерализации торговли в соответствии в принятой в Дохе Программой развития (Doha Development Agenda).

Еще до трагедии в Азии бюджеты некоторых стран, и в первую очередь Германии и Италии, начали трещать по швам, когда их правительства попытались увеличить объемы помощи, о чем говорилось на саммите ООН в 2002 г. Теперь потоки денежных средств, направляемые в районы, пострадавшие от стихийного бедствия, могут оголить другие страны, нуждающиеся в помощи. Скажем, Япония пообещала предоставить помощь в сумме $500 млн., то есть больше 5% и без того урезанного бюджета, который уже не раз пересматривался и теперь сосредоточен поближе к дому и подальше от Африки. Аналогично, решение Вашингтона выделить $350 млн. в качестве помощи пострадавшим странам в большей или меньшей степени исчерпывает бюджет, выделяемый Агентством международного развития США на борьбу с последствиями стихийных бедствий. Высокопоставленные республиканские лидеры в Конгрессе, в том числе Билл Фрист (Bill Frist), предполагают, что от Соединенных Штатов могут потребоваться еще миллиарды долларов. А обещание администрации г-на Буша сократить бюджетные расходы не предвещает ничего хорошего планам вроде начатого в 2002 г. главного проекта Белого дома по предоставлению помощи Millennium Challenge Account. Первоначально предполагалось, что к следующему году этот проект достигнет $5 млрд., но уже сейчас ясно, что таких показателей достичь не удастся.

Лидеры Великобритании считают, что цунами принесла с собой не только угрозы, но и новые возможности. «Помощь, которую сейчас получат государства, пострадавшие от цунами, следует рассматривать как первый этап международной программы финансовой помощи развивающимся странам, — считает чиновник из министерства финансов. — Мы рассматриваем масштабы смертности в африканских странах, вызванной бедностью и инфекционными болезнями, как в равной степени заслуживающие нашего внимания».

Именно в контексте поиска дополнительных источников финансирования с новой силой прозвучал призыв премьер-министра Гордона Брауна к богатым странам увеличить объемы помощи посредством создания фонда финансирования потребностей развивающихся стран (International Finance Facility — IFF) и выпуска особых облигаций, обеспеченных под гарантии средств, которые в будущем будут выделяться государствами на предоставление финансовой помощи. Идея создания такого фонда была впервые предложена г-ном Брауном несколько лет назад как один из вариантов быстрого привлечения средств в фонд помощи. Тогда идею в штыки встретили критики, назвавшие ее хитроумным инструментом, рассчитанным исключительно на сокрытие истинной стоимости финансовой помощи для государства и ставящем под угрозу выделение такой помощи в будущем, поскольку облигации нужно гасить. Всемирный банк тоже с опаской отнесся к предложению: «В связи с необходимостью затрачивать дополнительные средства... на создание и управление IFF, на ведение операций на рынке, а также на выплату процентов по облигациям, значительная часть средств будет изъята из бюджетов, выделяемых на оказание финансовой помощи иностранным государствам».

Непросто, оказалось, уговорить правительства разных стран участвовать в схеме IFF, в то время как ее участников должно было бы быть как минимум 5. США, Германия и Канада заявили, что их законодательства не позволяет им участвовать в подобном проекте.

Замечания критиков не утратили своей актуальности и теперь. Но г-н Браун не оставляет усилий, и IFF снова возник на повестке дня. Тому есть 2 объяснения. Во-первых, его осуществление даст краткосрочное решение для государств, переживающих бюджетные проблемы. Во-вторых, уменьшились опасения по поводу трудностей, связанных с необходимостью быстро и качественно расходовать средства на предоставление помощи. В связи со стремительным распространением ВИЧ и СПИДа в развивающемся мире и возможностями глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией оперативно выделять деньги, выросла необходимость увеличить количество выделяемых средств. «Эпидемия СПИДа служит очевидным основанием для немедленного выделения помощи, — говорит директор международного фонда Ричард Фичем (Richard Feachem). — Государства вроде Свазиленда просто-напросто перестанут существовать, если не остановить СПИД».

Необходимо сдвинуть проект IFF с мертвой точки. Франция и Италия выступают «за». Великобритания делает попытки убедить Канаду и Германию, по крайней мере, поддержать проект, предоставив вторичные гарантии. По словам высокопоставленного представителя британского министерства финансов, это должно убедить США, а затем и Японию присоединиться к проекту. Первоначально будет запущена небольшая пилотная версия, с помощью которой профинансируют закупку вакцин.

Соединенные Штаты придерживаются позиции, что самое важное — это наилучшим образом использовать средства, а не раздобыть их. Высокопоставленный представитель американского минфина Джон Тейлор (John Taylor) считает: «Нет никакой необходимости обсуждать, как можно изыскать деньги на развитие. Если для Великобритании и для других стран больше всего подходит IFF — прекрасно. Говорить нужно о том, как лучше всего использовать эти средства».

Разногласия между США и Великобританией могут сделать проблематичным обсуждение второго пункта повестки дня встречи «Большой восьмерки» — списание долгов беднейшим странам мира.

8 лет назад 40-ка беднейшим государствам, имеющим значительные задолженности, пообещали списать двусторонние долги, а также задолженность перед Всемирным банком и Международным валютным фондом. Сейчас кажется, что этим обещаниям не суждено осуществиться. Благодаря новым заимствованиям и снижению экспортных цен отношение задолженности к экспорту и другие показатели долга выросли выше целевых показателей даже после получения уступок.

Великобритания предлагает списать долги перед МВФ и Всемирным банком, имеющиеся у всех бедных стран, а не только стран с большой задолженностью, как изначально планировалось. Долг этих государств перед Всемирным банком будут постепенно погашать страны-доноры, а МВФ станет финансировать свою часть посредством переоценки собственных золотых запасов.

По мнению США, Всемирный банк может финансировать свою часть списания долгов, прекратив кредитовать эти страны, а вместо этого безвозмездно предоставляя помощь. Соединенные Штаты также выступают против переоценки золота. Они рассматривают реструктуризацию долгов бедных государств, а затем и полное их прощение, как часть бессмысленного цикла кредитования и списания долгов. «Британия не пошла достаточно далеко, чтобы предложить перейти на гранты, — говорит г-н Тейлор. — А ведь списание долгов и переход на систему грантов идут рука об руку».

По мнению г-на Тейлора, разногласия между Великобританией и другими странами «Большой восьмерки» можно урегулировать, только приняв позицию американцев. Вероятность этого невелика в связи с обеспокоенностью британцев, что предложение США может навредить финансовому состоянию Всемирного банка.

Немало дополнительных средств потребуется и для объявления моратория на долги Индонезии и других стран, пострадавших от цунами, или даже на немедленное списание долгов этих стран. И если дополнительные деньги найти не удастся, списание долгов как странам, пострадавшим от цунами, так и странам с большой задолженностью, будет означать не увеличение денежных потоков, а всего лишь перевод существующих программ финансовой помощи в иное русло.

Пока же и создание IFF, и увеличение помощи и списание долгов — дело будущего.

Предоставление бедным странам возможности интегрироваться в мировую экономику стало бы намного лучшим и гораздо более долгосрочным механизмом борьбы с бедностью, чем выделение финансовой помощи и списание долгов. В связи с этим декабрьская встреча на уровне министров стран-членов ВТО в Гонконге приобретает символическое значение. На аналогичном заседании министров в Канкуне в 2003 г. бедные государства ясно продемонстрировали готовность сорвать встречу, которая, по их мнению, стала развиваться не в их пользу.

С тех пор как после подписания рамочного соглашения прошлым летом переговоры возобновились, они медленно продвигаются вперед. Однако уступки в пользу беднейших стран могут оказатьсся далеко не такими многообещающими, как на словах.

Ключевым условием для успешного завершения раунда переговоров, начатого в Дохе, станет согласие торговых блоков, в которые входят богатые страны, отменить или пересмотреть субсидии производителям сельскохозяйственной продукции в обмен на снижение импортных тарифов на определенные товары в странах, представляющих собой крупные нарождающиеся рынки. От этого выиграют государства со средним доходом, такие как Бразилия, в которой имеются конкурентоспособные экспортеры сельскохозяйственной продукции, мечтающие о выходе на новые рынки. Больше всего от решений, принимаемых в рамках этого раунда, выигрывают страны с более-менее крупными интенсивно развивающимися рынками, такие как Индия и Бразилия. Беднейшие страны мира, чаще всего являющиеся чистыми импортерами продуктов питания, могут многое потерять от либерализации сельскохозяйственной сферы, если отмена субсидий приведет к росту мировых цен на продукты питания.

Действительно, в то время как развивающийся мир в большинстве своем по-прежнему придерживается политической солидарности внутри ВТО, может оказаться, что для многих беднейших стран мира Дохский раунд либо вовсе не будет иметь никакого значения, либо принесет неприятности. Фермеры из очень бедных стран, скажем, хлопкоробы из Западной Африки, которых сильно подкосили субсидии, выплачиваемые американским правительством отечественным хлопкопроизводителям, и в самом деле могут выиграть от хлопковых договоренностей, принятых в рамках Дохского раунда.

Но большинство бедных стран уже сейчас пользуются привилегированным доступом на северные рынки именно благодаря своей бедности. Вне ВТО существует множество различных льготных программ, начиная от программы ЕС для наименее развитых стран под девизом «Все, кроме оружия», которая перекликается с отдельными двусторонними соглашениями между ЕС и странами Африки и Карибского и Тихоокеанского бассейна, и заканчивая американским Актом экономического роста ЮАР (African Growth and Opportunity Act — AGOA).

Ценность таких льгот и преференций оказалась под угрозой из-за отмены или снижения торговых тарифов между богатыми странами. «Бедные страны, и в особенности страны Африки, уже сейчас имеют достаточно хороший доступ на европейский и американский рынок в рамках программы «Все, кроме оружия» и AGOA, — утверждает г-н Бейли. — Теперь они приложат все усилия, чтобы сохранить за собой эти преференции».

Если сделать льготные программы проще и щедрее, это может стать одним из вариантов оказания помощи развивающимся странам. Сфера их применения ограничена: на долю наименее развитых стран приходится всего 1% продукции, импортируемой Евросоюзом. Частично это объясняется тем, что такие страны, с их отвратительной транспортной системой и неразвитой бизнес-средой, попросту не способны воспользоваться предлагаемыми обстоятельствами. Другим объяснением может служить сложность схем получения доступа на рынки, где экспорту препятствует «правило происхождения товара», призванное не допустить выходов, например Китая, на европейский рынок, через африканские страны, а также строгие санитарно-гигиенические нормы, установленные для продуктов питания.

По мнению некоторых экспертов и, в частности, Уилльяма Клайна (William Cline) из вашингтонского Центра глобального развития, США и ЕС должны в одностороннем порядке предложить свободный доступ на свои рынки всем беднейшим государствам мира, а также странам, имеющим большой внешний долг и южноафриканским странам. В противном слусае, беднейшие страны мира будут считать, что принятая в Дохе Программа развития не оправдала их надежд и ожиданий.

В этом году объемы помощи самым бедным государства мира могут возрасти. Однако вместе с более ясным видением проблем развивающегося мира, вызванными цунами, с не меньшей очевидностью проявилась проблема недостаточности ресурсов. Выходит, что помощь Азии может быть предоставлена за счет Африки.

Политические игры вокруг предоставления помощи могут быть весьма циничными, чему мы оказались свидетелями после цунами, наблюдая за перетягиванием одеяла между мировыми лидерами — кому быть главным в предоставлении помощи. И с каким бы результатом в вопросе осуществления программы международного развития ни закончился этот год, можно не сомневаться, что богатые страны с удовольствием припишут себе любые успехи.

Стандарт в этом деле был установлен президентом США Биллом Клинтоном под восхищенные возгласы присутствующих на заседании МВФ в 1999 г. пообещавшего 100%-ное списание двустороннего долга беднейшим странам, имеющим самую большую задолженность. Такое обещание было чисто символическим, поскольку к тому времени США и без того согласились списать 90% долгов. Но с этого момента началось соревнование за то, какое государство проявит больше сочувствия к бедным странам

Спустя несколько недель после выступления Клинтона 100%-ное списание долгов пообещал британский минфин, воспринявший, как говорят, показушные инициативы г-на Клинтона с яростью. Еще позже британцы объявили еще о целом ряде мелких инициатив, касающихся списания долгов бедным государствам, большинство из которых стали не более чем озвучиванием уже существующих программ и принципов.

В игру включаются и другие страны, что усложнило ее еще больше. Например, французы, называющие себя не иначе как «друзья стран третьего мира», недавно организовали кампанию в поддержку их любимого детища — проекта по сбору денег посредством введения в международной коммерческой деятельности новых налогов, таких как, возможно, налог на финансовые операции, торговлю оружием или выбросы углекислого газа в атмосферу. Они привлекли несколько «звезд» из развивающихся государств, в числе которых и бразильский президент Луис Инасио Лула де Сильва (Luiz Inacio Lula da Silva).

Франция готова поддержать предложение Великобритании о создании IFF в обмен на согласие последней рассмотреть возможность введения таких налогов. «Мы считаем, что наши предложения и IFF дополняют друг друга, — отметил источник во французском руководстве. — Где взять деньги на погашение облигаций, выпущенных в рамках IFF? Здесь и могут пригодиться новые налоги». Но, по мнению скептиков, эти циничные договоренности рассыплются, как только одна из сторон разоблачит намерения другой. К примеру, Гордон Браун, смотритель первоклассного лондонского финансового центра, имеющий дело с мощным отечественным лобби в лице представителей оборонной промышленности, стал бы образцом чрезвычайного политического мужества, если бы согласился на введение налога на финансовые операции или торговлю оружием.

В то же время страны Северной Европы, являющиеся самыми щедрыми донорами финансовой помощи по отношению к национальному доходу, выдвигают свои требования. Они поддержат создание IFF, если г-н Браун назначит дату присоединения Великобритании к программе ООН, предусматривающей, что богатые страны обязуются выделять на предоставление помощи 0,7% государственного дохода. В последнем обзоре государственных расходов г-н Браун достаточно близко подошел к тому, чтобы дать такое обещание. В ответ на это североевропейские страны пообещали поддержать проект IFF, четко дав при этом понять, что сами в нем участвовать не намерены.

А в это время Соединенные Штаты, которые никогда не заявляли о своей готовности выделять 0,7% своих доходов на оказание помощи и которые по-прежнему не спешат выделять средства на оказание помощи иностранным государствам, пытаются перевести дискуссию в иную плоскость, обращая внимание мировой общественности на открытость США по отношению к мигрантам и напоминая о тех денежных суммах, которые мигранты пересылают на родину в качестве финансовой помощи своим семьям.

Похожие новости:

Помощь должна оставаться лишь помощью

Помощь должна оставаться лишь помощью
Частная помощь, поступающая со всего мира пострадавшим от цунами в Индийском океане, поражает своими масштабами и согревает сердце одновременно. Никогда раньше глобальная катастрофа не задевала чувства такого количества людей, и никогда их участие не было таким сердечным. На некоторое время даже показалось, что произошедшая трагедия объединила мир после его 2-летнего раскола из-за войны в Ираке.

Пути создания справедливой системы мировой торговли

Пути создания справедливой системы мировой торговли
Прошло 10 лет после создания Всемирной торговой организации, и нам есть чем гордиться. ВТО стала первым международным институтом, созданным для служения целям новой глобальной экономики. Она неоднократно попадала под огонь критики и подозрительности со стороны общественности, но это не мешало ей эффективно выполнять свои функции. Вступление в нашу организацию Китая особенно заслуживает внимания

Oxfam готова к любым неожиданностям

Oxfam готова к любым неожиданностям
Для Фернандо Альмансы (Fernando Almansa) прошлый месяц был очень длинным. С тех пор, как ему пришлось прервать свой рождественский отпуск, он работал практически без выходных, координируя работу международной благотворительной организации Oxfam по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от азиатской цунами.

ВТО: добиться согласия сейчас или отступить на много лет

ВТО: добиться согласия сейчас или отступить на много лет
Генеральный директор Всемирной торговой организации предупредил членов ВТО, что невозможность достичь до конца этого месяца согласия по основным направлениям глобальных переговоров по вопросам мировой торговли может привести к тому, что торговые переговоры застопорятся на долгие годы.

Организация объединенных наций в разделенном мире

Организация объединенных наций в разделенном мире
26 июня 1945 г. лидеры 50 стран мира собрались в Сан-Франциско для подписания документа мирового значения. После нескольких месяцев сложных переговоров появилась хартия ООН. И хотя еще продолжалась Вторая мировая война, документ призывал страны уберечь последующие поколения от ужасов войны.

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Популярные новости
banner1
Опрос
Газета "Деловая неделя"

"Ким Чен Ун" может стать новым лидером Северной Кореи

Его фото никогда не публи­ковалось. О том, как он вы­глядит, можно судить толь­ко по рассказам очевидцев: молодой человек 25 лет, рост около 175 см, вес - око­ло 90 кг. Может носить фут­болку с изображением Мела Гибсона. Пристрастия - бас­кетбол и суши из живой (!) рыбы. Несмотря на молодой возраст, у него серьезные проблемы с высоким давле­нием и диабетом. Получил начальное образование за
Интересные новости >> Все статьи
Шотландия в клетку

Шотландия в клетку

Мужчины в юбках, таинственное озеро Лох-Несс, гудение волынки – это не все, что отличает шотландцев от других народностей
Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Cноубординг - танцы на снежных бурунах

Да, вы не ошиблись, - это сноубординг – одна из самых захватывающих партий в экстремальном мире Вы, наверняка, не раз видели, хотя бы в кино, этих ребят. Они планируют по горам, разрезая пушистый снег досками и излучая адреналиновый восторг. А начиналось все, как не странно, с одной маленькой девчушки и ее заботливого отца Шермана Поппена.
Титаник: новые факты

Титаник: новые факты

Более 100 лет назад, столкнувшись с айсбергом, получил пробоину и затонул флагман британского флота, «корабль мечты» - «Титаник»… Его киль был заложен на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Над его постройкой трудились более трех тысяч человек. Для того времени «Титаник» был действительно выдающимся судном. Его длина составляла 259,83 м, ширина –
Логин
Пароль
Запомнить